Особенности проектирования мебели, важные нюансы и этапы работы

0
14181

Современная мебель представлена дорогостоящими и специфическими предметами интерьера. Нередко люди просто не могут найти подходящие конструкции, которые бы хорошо вписывались в общий стиль комнаты или подходили под вкусы домочадцев. Поэтому нередко требуется проектирование мебели, а также ее самостоятельное создание. Формирование индивидуальных проектов, на основании которых собирается определенный предмет интерьера, позволяет каждому человеку стать владельцем неповторимого и оригинального элемента.

Что собой представляет дизайн-проект мебели?

Авторское проектирование мебели отличает индивидуальный подход и оригинальность. Детальная проработка позволит заранее спланировать мельчайшие детали интерьера, проработать вопросы освещения, учесть расположение розеток и выключателей, вентиляционных отверстий.

Специалист по 3D-визуализации сможет создать общий план будущей комнаты или кухни. Чаще всего для этого в салонах используют программу PRO100. Проектирование мебели с ее помощью позволяет быстро создавать шаблон проекта и просматривать его во всех плоскостях отдельно и в перспективе. Смоделировать в этой программе проект можно и самостоятельно, но нужно понимать, что часто новички в сфере дизайна допускают ряд ошибок, поэтому лучше в этом вопросе довериться профессионалу.

На стадии заказа, кроме визуализации, пакет документов, входящих в проект, будет содержать: чертеж (схему сборки) будущей мебели с указанием размеров всех корпусных изделий, входящих в комплект; план обмера помещения; спецификацию изделий, включающую наименование всех материалов, цветовых решений и фурнитуры.

Программа Базис-Мебельщик

Базис-Мебельщик является одним из модулей программного комплекса, с помощь которого корпусная мебель по индивидуальному заказу доходит до своих заказчиков.


Интерфейс программы Базис- Мебельщик

Вкратце этот продукт имеет богатый набор функций, с помощью которых можно получить все необходимые чертежи создаваемой модели, узнать точные крепёжные места, а также выяснить остальные мелочи. Программный комплекс имеет помимо данного модуля ещё шесть составляющих, с помощью которых можно наладить целую фабрику по созданию предметов интерьера.

Преимущества программы:

  • Функциональность, позволяющая моделировать мебель на профессиональном уровне. Составление чертежей и моделей раскроя, указание крепёжных мест, все это позволяет этой программе пользоваться популярностью среди дизайнеров и производителей;
  • Существует функция обновления базы данных собственными элементами;
  • Существуют все необходимые привязки при работе в графическом редакторе;
  • Программа распознаёт часто используемые детали и предлагает добавить их автоматически, что очень полезно при создании модульной мебели;


    Разработка ящика для шкафа в Базис- Мебельщике

  • Инструмент работы с фурнитурой очень удобен;
  • Работа с программным комплексом может осуществляться как комплексно, так и отдельно с каждым модулем. Комплексная работа позволяет увеличить производительность организации, занимающейся производством мебели на всех этапах.

Недостатки программы:

  • Стоимость софта окажется не по карману многим организациям;
  • Трёхмерная визуализация программы не позволяет конкурировать ей с подобными продуктами по качеству картинки;
  • Для того чтобы изучить основы работы программы потребуется много времени. Это усугубляется скудным наличием в сети обучающих видеороликов от пользователей.

Рассмотрим остальные модули этого программного продукта для производства мебели.

Базис-Шкаф

Утилита для проектирования мебели посредством изменения конструктивных схем.

Применив этот модуль можно за несколько минут смоделировать шкаф с желаемыми параметрами.

Базис-ЧПУ

Модуль, с помощью которого производится раскрой деталей корпусной мебели, создаваемой в других модулях программного комплекса.

Базис-Раскрой

Утилита для раскроя деталей по задаваемым параметрам. Этот модуль позволяет рассчитать площадь и габариты модели, выяснить наличие обрезков, которые могут ещё пригодиться и подсчитать количество ненужных отходов.

Базис-Смета

Эта составляющая программного комплекса помогает рассчитать стоимость готовой продукции, производит анализ затрат на интеллектуальный труд и производственную деятельность.


Подсчет стоимости шкафа в программе Базис-Смета

Кроме этого утилита производит учёт прочих сопутствующих производству мебели затрат. Забив необходимые сведения в настройки, утилита в автоматическом режиме создаёт бухгалтерские документы, необходимые для деятельности организации-изготовителя.

Базис-Салон

Утилита, позволяющая производить продажу продуктов. С помощью этого модуля менеджер с лёгкостью сможет представить клиенту трёхмерное изображение выбранного предмета интерьера, сориентировать его по возможной стоимости, а также по срокам изготовления. Программа автоматически передаёт сведения о заказе на производство или информирует персонал о наличии подобной продукции на складе.


Пример проектирования комнаты и кухни в Базис-Салон

Базис-Склад

Этот модуль помогает вести учёт продукции. С её помощью хозяйственная деятельность на предприятии осуществляется быстрее и легче, потому как отображается вся необходимая информация о приходе/расходе материалов, их остатках и перемещении.

Что первое делать: ремонт или проект?

После принятого решения сделать ремонт в комнате или на кухне многие начинают искать в Интернете картинки с проектами, чтобы найти «тот самый» дизайн мебели своей мечты. После многократных попыток определиться с моделью, цветом и прочими характеристиками будущей мебели некоторые приступают сразу к ремонту.

В чем здесь ошибка? Такое опрометчивое решение в процессе разработки проекта может привести к проблемам, решить которые придется либо компромиссом, соглашаясь на незапланированные размеры мебели, либо через переделку ремонта. Так часто бывает, когда начинают проектирование корпусной мебели на кухне, не спланировав расположение розеток и сантехники. Нередко приходится переделывать готовый подвесной потолок, потому что на деле оказывается, что расположение вытяжки приводит к искажению всего проекта внешне либо это просто неудобно из-за соседства с варочной поверхностью других элементов бытовой техники.

Даже если вы четко понимаете, где что будет располагаться, без проекта определение розеток «на глаз» часто оказывается ошибочным, в результате приходится переносить точки электрики.

При разработке проекта в комнатах также часто забывают о розетках, и потом приходится закрывать их мебелью. К тому же сегодня часто используется подсветка в мебели, и это грамотное решение, однако воплотить замыслы с готовым ремонтом оказывается не всегда под силу. Поэтому правильный ремонт в квартире должен начинаться с разработки проекта.

  • Эргономические основы проектирования изделий
  • Антропометрические факторы и конструирование мебели
  • Комплексность подходов при конструировании мебели
  • Форма и назначение мебели
  • Глава 2.

    Принципы конструирования мебели

    Эргономические основы проектирования изделий

    Размеры мебельных изделий и отдельных элементов обусловлены функциональными связями человек – мебель, которые можно характеризовать тремя факторами: соразмерностью мебели человеку; соразмерностью мебели габаритам предметов, для хранения которых она предназначена; организацией пространства, обусловленной планировочными параметрами помещений, размерами (в плане) установленной в помещении мебели, размерами человека и оптимальными проходами. При этом соразмерность мебели человеку проявляется в организации пространства, необходимого человеку при различных статических положениях его тела, а также движений, связанных с тем или иным бытовым или трудовым процессом.

    В конструировании мебели анализ перечисленных связей базируется на положениях эргономики, которая служит базой в процессе размеро– и формообразования изделий мебели с использованием данных антропометрии, физиологии, инженерной психологии и гигиены труда.

    Что же такое – эргономика? Французский ученый Бернард Мец так определил понятие эргономики: «Эргономика – это наука плюс техника. Предмет эргономики – деятельность человека-труженика и человека-потребителя. Цель эргономики как техники – оптимизация условий труда».

    У нас идею создания этой особой научной дисциплины выдвинул в 1921 г. психолог В. Н. Мясищев, но лишь в 50-х годах эргономика начала развиваться как самостоятельная научная дисциплина. Термин «эргономика» (в США – «человеческая инженерия», в ФРГ – «антропотехника») английского происхождения.

    Целью эргономики как прикладной науки является приспособление труда к физиологическим и психическим возможностям человека для обеспечения наиболее эффективной работы, которая не создает угрозы здоровью человека и выполняется при минимальной затрате биологических ресурсов.

    Эргономические свойства человека определяют и эргономические требования к промышленному изделию, которые возникают в процессе разработки, конструирования и эксплуатации изделия. Гармоничное соотношение всех звеньев системы человек – орудие труда или производственная среда можно обеспечить только при комплексном подходе, который возможен в результате использования достижений технических наук и наук, связанных с человеком. В эргономических исследованиях особенно важно единство человеческого и технического аспектов.

    Наиболее близкой к эргономике наукой является инженерная психология, которая изучает психические процессы и свойства человека, именно она формулирует требования к орудиям труда и технологии. Важную роль в рационализации трудовой деятельности человека играет и психология труда, определяющая взаимосвязь личности с условиями, процессом и орудиями труда. Значение имеют данные физиологии труда, характеризующие изменения в организме человека во время трудовой деятельности. Необходимо также учитывать данные гигиены труда, способствующие созданию наиболее благоприятных условий, обеспечению трудоспособности и здоровья человека.

    Итак, неотъемлемой частью процесса конструирования мебели является учет требований эргономики. Среди видов эргономических требований, предъявляемых при проектировании мебели, необходимо выделить следующие:

    – антропометрические требования, которые определяют соответствие изделия антропометрическим данным, характеризующим размеры человеческою тела и физиологически рациональную позу, способствующую наиболее эффективному выполнению человеком определенной работы и предохраняющую его от быстрого утомления;

    – гигиенические требования, характеризующие гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с изделием и окружающей средой;

    – психологические требования, которые определяют соответствие изделия психологическим особенностям человека;

    – физиологические требования, определяющие соответствие изделия физиологическим свойствам человека, например характеру мускульного утомления;

    – психофизиологические требования, которые определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека, например психофизиологическое воздействие цвета.

    Теоретически обосновывая наилучшие условия деятельности человека, эргономика помогает создавать наиболее удобные изделия.

    Антропометрические факторы и конструирование мебели

    При нормировании размеров предметно-пространственной и бытовой среды центром, или отправной точкой, является человек, поэтому при установлении размеров мебели необходимо знать основные антропометрические признаки человека, которые определяются с учетом возрастных, половых, территориальных и других факторов.

    Антропометрические признаки устанавливаются исходя из соотношений размеров тела человека в статических положениях стоя и сидя.

    Рис. 1

    . Антропометрические признаки мужчин

    Антропометрические данные нестабильны во времени и требуют уточнения при проектировании изделий мебели для конкретного территориального района и особенно индивидуальной мебели.

    При проектировании мебели необходимо помнить, что пространство, занимаемое человеком при различных его положениях, зависит не только от размеров тела, но и от вида совершаемого действия, параметров окружающих предметов и помещения.

    Рис. 2

    . Пространство, занимаемое человеком при различных положениях в процессе труда и отдыха

    Связь размеров мебели с размерами человека проявляете также в габаритах предметов, для хранения и размещения которых они предназначены. Функциональные размеры бытовой мебели регламентируются государственными стандартами, а форма элементов изделий и их конструкция нормами не устанавливается.

    При проектировании изделий, не предусмотренных стандартами, т.е. в домашних условиях для собственного использования исходным материалом для нормирования функциональных размеров мебели являются габаритные размеры предметов труда и быта.

    С учетом биомеханических возможностей человека функциональные объемы по высоте разрабатываемых изделий делят на три условные зоны: нижнюю – до 750-850 мм, среднюю – от 750 до 1800 мм и верхнюю – от 1800 мм. В свою очередь нижняя зона делится на две подзоны, первая из которых (до 400-450 мм) используется для хранения редко употребляемых тяжелых вещей. Относительная недоступность верхней зоны также предполагает ее использование для хранения легких, редко употребляемых вещей (например, сезонной обуви в коробках, одеял, подушек и др.). Наиболее удобна средняя зона, которая обеспечивает как наилучший доступ к часто применяемым в обиходе предметам, так и оптимальную организацию рабочего места (плоскости стоков различного назначения, размещение емкостей, легко доступных в процессе работы).

    Разработка планировки квартиры обуславливается в первую очередь предусматривающимися в ней бытовыми и трудовыми процессами, наличием функциональных зон, перечнем и габаритными размерами изделий, величиной проходов и оптимальными размерами свободного пространства.

    Комплексность подходов при конструировании мебели

    Работая над формой мебельного изделия, приходится решать комплекс функциональных, конструктивно-технологических, экономических и эстетических задач с учетом условий, в которых будет эксплуатироваться проектируемое изделие. От результатов решения этих задач зависит удобство, внешний вид и качество мебели, т.е. успех затеянного мероприятия.

    Одним из основных факторов, определяющих форму изделия, является его назначение, поэтому форма должна максимально соответствовать функциональному назначению предмета, призванному обслуживать тот или иной процесс жизнедеятельности человека (прием пищи, отдых, сон и т. д.) или трудовую операцию, например учебные занятия.

    Чтобы наиболее успешно справиться с задачей, в процессе функционального анализа необходимо выявить недостатки существующих аналогов, определить конструктивные особенности изделия, его комфортабельность, форму. Неудовлетворенность существующими предметами как раз и заставляет человека изготовлять их собственными руками.

    Следует учесть также изменения в организации внутреннего пространства помещений, технизацию быта. Так, при оборудовании квартир в настоящее время все большее распространение получает применение встроенного оборудования и разделение помещения на различные функциональные зоны с помощью мебели, т. е. мебель становится элементом, помогающим решать внутреннюю структуру помещения.

    При разработке новых форм мебели не следует усложнять конструкцию в угоду оригинальности. С другой стороны, не следует и предельно упрощать форму, ориентируясь только на функциональные требования в ущерб духовным потребностям человека и эстетическим требованиям.

    Совершенство формы изделия тесно связано с целесообразностью его конструктивного решения, обеспечивающего надежную работу изделия. По пространственной организации формы изделия мебели можно разделить на три группы: с открытой структурой, например стулья, кресла рабочие; с частично скрытой структурой – изделия смешанной конструкции, например столы обеденные, журнальные; с объемно-пространственной структурой, например изделия корпусной мебели, диваны-кровати и др.

    Работая над формой изделия, надо стремиться к раскрытию конструктивной схемы изделия, установлению связи между формой и конструкцией. Большое значение имеет правильный выбор вида и оптимальных размеров элементов с учетом свойств применяемых материалов и нагрузок на элементы конструкции, а также способов их соединения.

    Форма изделия мебели оценивается и технологичностью его изготовления, которая в конечном счете определяет качество и себестоимость продукции. При изготовлении предметов мебели в домашних условиях это требование особенно актуально. Начиная проектирование изделия, надо одновременно продумывать и технологические вопросы: как будет изготовляться изделие, как будут обрабатываться детали, как будет производиться сборка, можно ли в домашних условиях выполнить ту или иную технологическую операцию и др.

    Технологичность мебели характеризуется следующими основными факторами: правильным выбором материалов, оптимальностью формы и размеров, входящих в изделие элементов (деталей и узлов), наименьшим количеством используемых в конструкции наименований материалов и готовых изделий, малой материалоемкостью изделий, максимальным использованием нормализованных элементов и стандартных материалов, рациональным ограничением числа поверхностей с высокими требованиями к точности обработки и шероховатости, возможностью изготовления элементов изделий дома на имеющихся станках и приспособлениях.

    Рациональное конструктивно-технологическое решение изделий мебели определяет их экономичность. Функциональные формы, простота конструкции, использование новых экономичных материалов, рациональные сечения деталей, использование подходящего деревообрабатывающего оборудования создают предпосылки для сокращения себестоимости мебели.

    Можно предположить, что иной читатель скептически отнесется к словам о себестоимости мебели, создаваемой собственными силами. Мол, главное все-таки сделать, и сделать хорошо. Да, мы не привыкли считать свой труд, и рассматриваем его как нечто «дармовое». Это ошибочное представление. Свой труд надо оценивать, только тогда мы по-настоящему сможем оценить и конечный результат своих усилий.

    При решении эстетических задач важно учитывать, что мебель обслуживает и наши духовные потребности, в силу этого она должна соответствовать нашим представлениям о красоте, гармонии, хорошем вкусе. Наряду с практической пользой изделия должны нести радость, доставлять эстетическое удовлетворение гармоничностью и красотой форм, цвета, линий.

    В первую очередь эстетика мебели должна обеспечивать ее гармоничное включение в предметную среду квартиры или дома, соответствие стилевому ансамблю среды. Кроме того, изделия мебели должны восприниматься эстетически как самостоятельный объект. При этом большое значение имеет пластическая выразительность формы изделия (особенно мягкой мебели), стилевое единство самого изделия (согласованность функционально-конструктивной и декоративной характеристик всех элементов и деталей).

    В значительной степени эстетика мебели зависит от вида и качества отделки, придающей изделию законченный вид.

    На стадии проектирования надо учитывать условия эксплуатации будущего изделия. Для этого необходимо проанализировать особенности своего дома, быт помещения, для которого разрабатывается изделие, определить необходимый комплект предметов и оборудования, учесть требования к пространственной организации интерьера.

    Состав помещений современной квартиры включает общую комнату многофункционального назначения, спальные комнаты, детскую, в некоторых случаях – кабинет, кухню, прихожую, ванную комнату, лоджию или балкон. В большинстве случаев из общей комнаты постепенно исчезает спальное место, в ней, как правило, организуется несколько функциональных зон определенного назначения, например зона отдыха и развлечений, зона приема гостей или зона отдыха и сна и зона умственного труда и учебы. В состав оборудования общей комнаты могут входить шкафы различного назначения с отделениями для книг и посуды, размещения бытовой радио– и телеаппаратуры, столы обеденные, письменные и журнальные, секретеры, диваны, кресла, стулья.

    В зависимости от общей площади квартиры и состава семьи спальные комнаты могут специализироваться для взрослых членов семьи, для детей и для учащихся. При этом с учетом принципа зонирования помещений и состава семьи спальные комнаты могут быть предназначены только для сна или для сна и умственного труда (для школьников или студентов).

    Спальные комнаты оборудуются кроватями, кушетками (в этом случае в состав оборудования должны входить тумбы для постельных принадлежностей), тумбочками прикроватными, шкафами для хранения платья и белья, комодами, столами для туалета со встроенными или навесными зеркалами, банкетками, а при выделении функциональной зоны для умственного труда – столами письменными или для компьютера, навесными полками для книг (или секретерами), рабочими креслами (стульями).

    При оборудовании детских комнат следует строго придерживаться дифференцированного подхода при установлении размеров изделий с учетом возрастных (ростовых) факторов и предусматривать максимум свободной площади при необходимом и достаточном количестве мебели. Экономия площади достигается благодаря использованию трансформируемой, складной и пристенной мебели, двухъярусных или выкатных кроватей. Мебель в детских комнатах должна обеспечивать физиологические процессы, способствовать эстетическому восприятию, умственному и физическому развитию ребенка.

    Кабинет предназначен для занятий умственным трудом, в нем также может быть предусмотрена зона отдыха и сна. Кабинеты оборудуются шкафами для книг, письменным столом, рабочим креслом, кушеткой или диваном, тумбой для постельных принадлежностей и др.

    Кухня должна быть оборудована с учетом рациональной организации труда, оптимальной траектории движений в процессе приготовления пищи и компоновки изделий. Для хранения продуктов и посуды используются навесные шкафы, оборудованные переставными по высоте полками, кассетами для сыпучих продуктов, элементами для подвески посуды, штангами для крышек кастрюль и т.п. Над мойкой устанавливается шкаф с решетчатыми полками и подставками для посуды. Готовят блюда на рабочих плоскостях столов, оборудованных полками, выдвижными ящиками и лотками, предназначенными для хранения посуды, кухонной утвари, столовых приборов, столового белья и др. Как правило, кухонная мебель выполняется, в виде блокируемых изделий, что позволяет уменьшить пути во время приготовления пищи.

    Прихожая является помещением-распределителем и служит местом для хранения и размещения верхней одежды, обуви и других предметов (зонтов, сумок и т. д.), она изолирует квартиру от внешней среды. Прихожая – лицо квартиры, и от того, какой мы ее увидим, будет зависеть наше впечатление от всей квартиры.

    В настоящее время прихожая оборудуется, как правило, встроенными шкафами. Если они отсутствуют, в прихожей следует установить шкафы простой конструкции. Для размещения верхней одежды может быть предусмотрена открытая вешалка с крючками на разных уровнях, для хранения обуви – тумбочка. Рядом с вешалкой обычно располагают зеркало.

    Мебель для лоджий и балконов, предназначенных для отдыха, должна быть в основном трансформируемой или складной, стойкой к температурно-влажностным условиям окружающей среды, обладать декоративностью. В основном это мебель для сидения (шезлонги, плетеные кресла), журнальные столы, солнцезащитные приспособления (тенты).

    Наряду с созданием в помещении функциональных зон (принцип зонирования), в современном жилом интерьере широко используется принцип организации пространственных связей, который позволяет достичь целостности восприятия оборудования и пространства интерьера. В качестве примера можно привести горизонтальное членение помещения по высоте с учетом высоты верхних поверхностей изделий мебели над уровнем пола. Высота стола журнального (450 мм) – плоскость сидений кресла, стульев, дивана – высота нижней секции мебельной стенки; высота стола письменного (720-780 мм) – высота нижнего отделения шкафа книжного – высота тумбы для хранения постельных принадлежностей. Подчеркнем: даже высота скамеек (плинтусных коробок), ножек подсадных в изделиях мебели, предназначенных для оборудования помещения определенного функционального назначения, должна быть одной и той же. Например, высота скамеек стола письменного в кабинете – высота подсадных ножек тумбы для постельных принадлежностей – высота ножек кушетки.

    Форма и назначение мебели

    Функциональное назначение, конструкция, материал и технология изготовления изделий мебели являются основными факторами, определяющими форму мебели. Они оказывают непосредственное воздействие на геометрические и физические свойства формы.

    В зависимости от соотношения размеров по трем координатам пространства изделия мебели в их геометрическом виде могут иметь линейную, плоскостную или объемную форму. Эмоциональное воздействие формы мебели будет зависеть от вида линий, образующих геометрическую форму поверхности. Так, прямые линии и дуги окружности создают впечатление равномерного спокойного движения, статичности конструкции. В то же время линии с переменным радиусом кривизны, формируя поверхность изделия, подчеркивают динамичность конструкции. Предельными состояниями форм являются: линия и окружность – для линейной формы, квадрат и цилиндрическая поверхность – для плоскостной, куб и шар – для объемной. При этом форма изделия может соответствовать указанным геометрическим состояниям либо занимать бесконечный ряд промежуточных состояний.

    Характеризуя форму изделия мебели, оценивают ее размер, который должен быть соотнесен с размерами человека, размерами сопоставляемых форм изделий набора (гарнитура) или их элементов, размерами помещения. Надо иметь в виду, что преобладание размеров формы мебели над размерами человека отрицательно воздействует на его психическое состояние, принижает, подавляет личность, и наоборот, превалирование человека над окружающими его предметами вызывает у него положительные эмоции, придает уверенность.

    Если сопоставить формы изделий, имеющих одно и то же назначение, то активность восприятия второй формы на рис. позиция а выше в результате увеличения размеров составляющих ее элементов.

    Рис. 3

    . Сопоставление форм разных размеров:
    а – равные формы с разными по величине элементами; б – формы, равные по высоте; в – преобладание одной из форм
    При одинаковой высоте, но различных размерах форм по фасаду (на рис. позиция б) преобладание величины формы воспринимается значительно слабее, чем при разнице размеров сопоставляемых форм по двум направлениям (позиция в). По отношению к параметрам помещения изделие может быть соразмерно помещению, являясь как бы неотъемлемой его частью; превалировать, резко выделяясь в помещении, притягивая к себе внимание; быть несоразмерным в меньшую сторону и, как следствие, выпадать из ансамбля интерьера, становиться зрительно ненужным, имея в то же время вполне определенное функциональное назначение.

    Положение изделия в пространстве оценивается также по отношению к трем координатным плоскостям и к наблюдателю. Изделие, кроме того, может занимать в пространстве промежуточное положение, находиться впереди или в глубине по отношению к другим изделиям. По отношению к наблюдателю изделие может быть слева или справа, ближе или дальше, выше или ниже, что влияет на его зрительное восприятие.

    Необходимо учитывать и такое физическое свойство формы, как ее масса, которая в конструировании мебели рассматривается как восприятие формы изделий. Из этого свойства следует, что увеличение формы изделия приведет к увеличению его массы, при этом максимальной массой будут обладать изделия с объемно-пространственной структурой (корпусная мебель, диваны и т. п.), а минимальной – изделия с открытой структурой (стулья, кресла рабочие и т. п.). Изделия с частично скрытой структурой (столы обеденные, журнальные и т. п.) займут промежуточное положение. Масса изделия будет изменяться и с учетом степени заполнения формы изделия и величины сопоставляемого с ней пространства. В первом случае (на рис. позиция а) должно сохраняться восприятие строения массы от минимального (редкого) до максимального (плотного) заполнения формы составляющими ее элементами, а во втором (на рис. позиция б) будет наблюдаться увеличение массы формы изделия от максимальной (доминирующей) до минимальной величины сопоставляемого с ней пространства.

    а)

    б)

    Рис. 4

    . Изменение массы формы:
    а – с учетом степени заполнения формы; б – с учетом величины сопоставляемого с формой пространства
    К физическим свойствам изделия относится и такое понятие, как фактура, которая определяется характером поверхностного строения формы. В изделиях мебели восприятие фактуры зависит от количества и величины поверхностных элементов формы, расстояния от поверхности до наблюдателя, глубины рельефа и определяется характером отделки и видом применяемых материалов. Предельными состояниями будут гладкая поверхность, когда элементы фактуры в связи с их малыми размерами и большим количеством не различаются глазом, и фактурная поверхность, когда элементы фактуры воспринимаются как самостоятельные членения формы.

    Оглавление

Основные этапы проектирования: определяемся со стилем помещения

Часто бывает и так, что дизайн помещения при ремонте выбран в одном стиле, а при подборе гарнитура, когда происходит проектирование мебели, нравятся образцы совсем иного плана. Поэтому очень важно первым делом определиться, в каком стилевом решении будет мебель, и уже под неё выбирать материалы для стен, пола, и продумывать дизайн потолка.

Современные мебельные материалы просто пестрят разнообразием фактур, стилей и оттенков. Мебель в классическом стиле требует соответствующих решений в дизайне помещения.

Современный стиль лофт также не впишется в стандартный ремонт, здесь нужны будут особые материалы для отделки.

Популярен сегодня и пэчворк, где актуальнее всего использовать соответствующую стилю плитку.

Новейшие материалы: испанский высокий глянец Alvic, итальянский Cleaf, пластики в древесном стиле, деревянные фасады – именно они способны создавать особенный интерьер.

Основные этапы проектирования: схема расположения мебели

Нередко заказчики приходят с картинкой из Интернета и просят дизайнера спроектировать аналогичную мебель под их размеры. Здесь стоит понимать, что двух одинаковых проектов не бывает, и особенно это касается современных мебельных тенденций. В любом случае, учитывая габариты помещения, придется что-то менять.

Поэтому проектирование мебели на следующем этапе после определения стиля будет заключаться в расстановке корпусных элементов. Здесь самым важным заданием для дизайнера станет разработка функциональных зон.

В спальном помещении главное – кровать. В детской комнате – рабочая и игровая зоны. В гостевом помещении самое важное – грамотное проектирование мягкой мебели, которому стоит уделить особое внимание. А на кухне… На кухне важно все! От рабочего треугольника до угла открывания каждой дверцы (о чем мы поговорим чуть ниже).

Программное обеспечение Woody

Этот продукт идеально подойдёт для тех, кто только начинает изучать изготовление корпусной мебели. Woody может быть использован рядовыми пользователями, желающими спроектировать мебель для своего жилища самостоятельно.

Преимущества программы:

  • Дружелюбный интерфейс, позволяющий изучить основы программы Woody в короткие сроки;
  • Создание спецификации материалов в автоматическом режиме. Спецификация будет содержать все необходимые размеры, артикулы деталей и даже их примерную стоимость;
  • Обширная библиотека используемых материалов, в которой можно найти продукты самых популярных марок.


    Интерфейс программы Woody для разработка мебели
    Функциональность программы Woody позволяет брать за основу типовые детали и изменять их параметры под конкретные условия;

  • Наличие трёхмерной визуализации позволяет Woody успешно конкурировать со многими аналогичными продуктами;
  • Программа Woody позволяет создавать весь комплекс чертежей, которые могут пригодиться при производстве, начиная от сборочного, заканчивая отдельными чертежами со всеми размерами и крепёжными отметками.

Основной недостаток программы Woody заключается в отсутствие технической онлайн-поддержки разработчиков. Даже самая актуальная версия программы уже конфликтует с вновь вышедшими операционными системами, что вносит свои коррективы при использовании и отпугивает многих пользователей.

Основные этапы проектирования: расположение коммуникаций

Только после того, как создана визуализация будущей мебели, начинается расстановка розеток, выключателей, вентиляций и других выходов для коммуникаций. Конечно, речь идет о случаях, когда проектирование мебели происходит в правильной последовательности.

Чтобы избежать всевозможных прокладок проводов и кабелей вдоль стен, использования удлинителей, нужно сразу спланировать все освещение и подключение всех приборов, учитывая и такие, как мобильный телефон. В современном технологичном обществе розеток много не бывает. Идеально, если под каждый прибор или группу приборов будет своя. Элементы подсветки также должны быть спланированы на этапе проектирования.

На кухне важно понимать, какая сантехника будет использоваться, а именно: будет ли установлена посудомоечная машина (лучше установить сразу, ведь сегодня более 90% развитого населения земли используют это благо цивилизации), планируется ли установка фильтра на воду, куда будет подключаться СВЧ, а также вся встраиваемая техника и мелкие бытовые приборы. Здесь стоит сразу сказать, что использование розеток на фартуке вблизи газовой плиты – плохой вариант с точки зрения их частого загрязнения.

Декорирование тканью

Для обновления мягкой мебели используется метод обивки ее тканью. Такой способ позволяет кардинально изменить интерьер в комнате. За несколько часов работы, получается совершенно новый диван и кресла, которые ничем не отличаются от купленных в магазине. Для того чтобы новая обивка ложилась идеально ровно, с мягкой мебели нужно снять старую ткань. Для крепления новой материи используется строительный степлер. Такой метод декора довольно сложный и с первого раза может не получится.

Если мастер сомневается в своих силах касаемо обивки дивана, то можно изготовить новый чехол для мебели. Так можно облагородить мягкую мебель, не испортив ее первоначального вида.

Ткань может применяться и для декора другой мебели – столов, комодов, стульев, шкафчиков и полок. Декорирование тканью выполняется сочетанием двух техник — декупажа и пэч-ворка. Работы по обновлению старой мебели можно условно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовительный этап. Перед проведением работ необходимо подготовить поверхность, а именно очистить ее от лака при помощи наждачной бумаги и удалить любые загрязнения. Кроме того нужно снять с мебели фурнитуру – крючки, замки, ручки и другое.
  2. Декорирование. Для украшения столярных изделий тканью можно использовать как целый рулон материи, так и остатки различной ткани. Очень красиво смотрится, когда ткань на мебели повторяет материю штор или покрывала. Ткань необходимо на 30-40 минут замочить в ПВА, а потом при помощи клеевого спрея прикладывать ее к поверхности изделия. Украсить ткань можно цветными лентами, кружевами и другими аксессуарами.
  3. Закрепление. Для того чтобы ткань не обтрепывалась и пачкалась ее нужно обильно покрыть слоем лака.

Таким образом, декор мебели довольно интересное и творческое занятие. Для него не понадобятся дорогостоящие материалы, так как можно использовать все, что найдется дома. Обновив старую мебель можно не только сэкономить на покупке новой, но и удивить гостей необычной уютной атмосферой жилья.

Основные этапы проектирования: внутреннее пространство мебели

Внешний вид мебели, конечно, важен, в особенности с эстетической точки зрения. Но стоит обратить внимание и на внутреннее обустройство.

В нижней зоне любой мебели, будь то шкафы или кухонный гарнитур, удобнее всего расположить выдвижные ящики. Их можно сделать внутренними (за основными фасадами) или наружными – все зависит от личного выбора. Удобнее для более быстрого доступа к содержимому делать их с внешними фасадами, но с точки зрения эстетики заказчики часто просят скрыть ящики.

В шкафах-купе стоит продумать верхнее пространство. Здесь лучший вариант – выдвижные сетчатые полки либо пантограф для вешалок. Важно в шкафах продумать и глубину, ведь вешать одежду в продольный ряд можно только при ширине в 60 см.

В кухонном наборе признанно считаются более удобными подъемники в верхних шкафах и выдвижные ящики в нижних. Использование высоких карго, каруселей в угловых шкафах, пеналов со встроенной техникой значительно упростит хозяйке деятельность на кухне.

В кроватях и диванах лучше всего предусматривать ниши для белья, чтобы иметь возможность прятать дополнительные комплекты постельных принадлежностей, пледы и покрывала, дабы потом не пришлось искать для них место в шкафу.

Основные этапы проектирования: расчет необходимых материалов

После того как выбран стиль будущей мебели, определено внутреннее пространство, нужно определиться с материалами. Как правило, это первый вопрос, который интересует заказчика, но на самом деле мебель в одной и той же стилистике можно изготовить из материалов разной ценовой категории.

Так, с целью экономии бюджетный пластик можно заменить на фасады из еще более дешевых ЛДСП. Вместо натурального дерева можно использовать шпон, рамочный МДФ или новейший итальянский запатентованный Cleaf, максимально имитирующий природные материалы. Кроме высокоглянцевых испанских фасадов «Алвик», можно выбрать идентичный турецкий плитный материал AGT. Стекло можно заменить акриловыми фасадами.

Каркасы – это надежность всей конструкции, поэтому создание мебели из надежных материалов будет гарантией её долговечности. Признанными лидерами и надежными поставщиками ламината для мебели являются «Эггер», «Кронопол» (и его концерны).

Использование техники декупаж и декопатч

Применение для декорирования мебели техники декупаж позволяет создать изделия для любого стиля интерьера. Такой метод прост в оформлении, не требует больших денежных затрат и очень увлекателен.

Интересно знать: Термин декупаж, в переводе с французского языка, означает вырезать, что и является основой этой техники.

Для оформления мебели техникой декупаж используются любые наклейки, рисунки и изображения. Можно использовать готовые рисунки или создать собственные при помощи компьютерной графики. Это могут быть фотоснимки знаменитостей, нотные листы, пейзажи и натюрморты, изображения знаменитостей, семейные фото и любые другие материалы.

Как обычно, начальным процессом декорирования мебели является подготовка поверхности к работе. На очищенную мебель носится слой клея ПВА, а на него размещается рисунок. Если техника декупаж выполняется в первый раз, то лучше использовать в качестве рисунка декоративные бумажные салфетки. У салфеток обязательно нужно отделить плотный нижний слой и оставить только изображение. В работе можно использовать, как целую салфетку, так и вырезанные с нее изображения. Также получается интересный коллаж, если разорвать изображение на несколько частей, которые приклеить на расстоянии друг от друга.

Какие рисунки можно использовать для декупажа

При декорировании столярных изделий можно использовать сразу несколько рисунков, которые склеиваются встык, вразброс или накладываются друг на друга. В магазинах для рукоделия продаются наборы для декупажа, в которые входит специальный клей и набор рисунков и трафаретов. На самом деле, в любом доме можно найти массу старых журналов, газет, фотоснимков, которые могут использоваться для этой техники.

Совет: если для декупажа используются рисунки на плотной бумаги, перед поклейкой ее нужно хорошо размочить в ПВА.

Для декорирования мебели можно также использовать обрезки ткани, кружево, бисер, паетки, камушки, блестки. Фурнитура комбинируется с рисунками в произвольном порядке. Для того чтобы декупаж не отставал от поверхности его нужно тщательно покрыть лаком и оставить просохнуть.

Для декорирования стеклянных частей мебели используется другая техника – декопатч. Этот метод предполагает наклеивание рисунку лицевой стороной именно на поверхность. Такой метод применим на стеклянных дверцах шкафов, на проемах межкомнатных дверей.

Основные этапы проектирования: выбор фурнитуры

Статья расходов по фурнитуре является второй по доле средств в цене всего мебельного гарнитура после фасадов. Использование надежных элементов открывания и выдвижения позволит мебели служить долго и сделать жизнь комфортной.

Доводные петли рекомендуется использовать для фасадов МДФ с любым лицевым покрытием, поскольку этот материал относительно тяжелый, и постоянный стук по каркасам может привести к расшатыванию корпусного элемента, перекосу петель и быстрому износу мебели.

Способ открывания выдвижных ящиков также задает дизайнерское проектирование. Изготовление мебели с системами выдвижения будет предпочтительнее использования простых направляющих, так как первые способны выдерживать больший вес.

И хотя это в основном данное утверждение актуально для кухонной мебели, согласно последним тенденциям, в гостиных часто предусматриваются широкие выдвижные ящики, для которых целесообразнее ставить систему выдвижения, а не направляющие.

Особенности проектирования кухонной мебели

Главное, на что стоит обратить внимание, создавая проект кухни – это грамотное расположение рабочей зоны. Мойка, варочная поверхность, вытяжка, холодильник, посудомоечная машина, встраиваемая техника – проектирование кухонной мебели должно предусматривать их самое комфортное расположение. При этом нужно сохранить комфортную рабочую поверхность и оставить достаточно места для хранения домашней утвари.

На самом деле учесть все это – непростая задача, но для профессионального дизайнера эта проблема решаема, поскольку ответ на многие вопросы находится опытным путем.

Создавая эскиз будущей кухни, лучше придерживаться такого плана:

  • Отметить расположение двери, окна, перегородок и ниш при их наличии;
  • Составить перечень бытовой техники, которую нужно встроить или предусмотреть место размещения (холодильник, раковина, посудомойка, варочная поверхность, встроенная или отдельностоящая печь СВЧ, духовой шкаф, морозильник, стиральная машина и другие приборы);
  • Чтобы грамотно все разместить, стоит рассмотреть различные варианты планировки кухни: прямая, угловая, островная, П-образная.
  • Проработать все пункты, описанные для всей корпусной мебели.
  • Продумать освещение, поскольку один светильник в центре при любом ракурсе создает тень на рабочей поверхности от силуэта человека, что создает неудобства, поэтому лучше на этапе проектирования предусмотреть подвесную конструкцию из гипсокартона или натяжной потолок с точечными светильниками, или ленточную светодиодную подсветку.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]