Дома 19 века: особенности архитектуры. Деревенские дома. Дом дворянина. Доходные дома в России 19 века

Особенности дома в русском стиле

Создатели дизайнов пытаются изменить мнение людей о том, что проекты домов в русском стиле – это напоказ выставленные тяжелые утюги, установленные матрешки за стеклянными дверками кухонного шкафа и отполированные самовары. Чтобы в этом удостовериться, нужно понять принципы данного направления.

Сегодня план дома в этом стиле у большинства людей вызывает ассоциации с народным ремеслом и национальным образом жизни. Однако это не обозначает, что такой интерьер нельзя комбинировать с новыми технологиями в сфере дизайна и инновационными решениями.

Русский стиль имеет основную характеристику – это экологическая чистота. В оформлении не применяются искусственные стройматериалы, в то время их просто не существовало. Основная роль отведена древесине, в избытке присутствующей как в облицовке помещений, так и в качестве предметов оформления интерьера.

Постройка домов в русском стиле не предполагает использование такой древесины, как кедр, бамбук либо другое дерево дорогих пород. Возведение здания производится из сосны, тополя, дуба, ясеня. Вместе с древесиной можно применять сырец, известняк, натуральный камень.

Также в поместье в русском стиле подчеркивается фактура естественных материалов, присутствующих в дизайне и облицовке. Поскольку камень и древесина имеют выраженную фактуру, они являются настоящим украшением такого дома. Грубые части каменной кладки, а также необработанный брус только улучшают эффект единения с природой.

Основным элементом в интерьере русского стиля являлась печка. Сегодня непросто воплотить в жизнь такую деталь, но ее успешно может заменить стилизованный камин.

Цвет в русском интерьере зависит от выбранного направления. В помещениях в стиле русской избы применяются теплые спокойные тона желтого, серого и коричневого цвета. Однако для направления «а-ля рус» либо «терем» выбирается более сочный фон.

Главная проблема отделки состоит в том, что не во всех домах можно установить бревенчатые стены. При сложностях можно обратиться к другому способу, для чего выбирают панели «под дерево».

Вам будет интересно: Дома из арболита: особенности технологии строительства, плюсы и минусы

Также здесь уместна декоративная штукатурка. Ее не исключает стиль «русская изба», поскольку в то время здания могли также сооружаться из глиняных блоков с облицовкой поверх них известью.

Внимание: дома в русском стиле постоянно были дополнены оконными проемами с резными колоннами и входными дверями из массива. В условиях квартиры наличники зачастую заменяют занавесками из натуральных тканей.

Сильные и слабые стороны

Проект дома в русском стиле отличается такими достоинствами:

  1. Внутренние помещения русского дома имеют идеальный микроклимат. Это обусловлено особыми свойствами древесины, благодаря которым в здании всегда нормальный уровень влажности.
  2. Эстетика и дань традициям.
  3. Быстрота прогревания деревянных помещений выше, чем таких же из натурального камня либо строений из кирпича.
  4. Уютная атмосфера.

Но вместе с преимуществами дома из дерева имеют и определенные недостатки. Основные из них:

  1. Не такое продолжительное время эксплуатации, в отличие от каменных сооружений. Помимо этого, за деревянным домом трудней ухаживать.
  2. Высокая степень пожароопасности.
  3. Высокая стоимость стройматериалов.
  4. Сооружение потребует определенного времени на усадку.

LiveInternetLiveInternet

Философия Дворянского стиля в современных интерьерах ориентирована на создание комфортабельной, уютной и размеренной атмосферы жилья, где неторопливо, забавно и приятно протекает жизнь.

Картина Станислава Жуковского («певца старинной русской усадьбы»)

В Дореволюционные времена на Руси о стилях «Прованс» и «Шебби-Шик» даже не подозревали, но зато во времена Пушкина в дворянских усадьбах был популярен стиль бидермайер. Этот практичный стиль отлично вписывался в интерьеры домов дворян, помещиков и королевских дач, стал показательным примером для решения лаконичного и элегантного интерьера..

Создавая стиль Дворянской усадьбы в своём интерьере, достаточно отправиться на блошиный рынок или порыться на дедовском чердаке. Найденную вещь, служившую еще прародителям, даже не придется специально состаривать. Чем хорош совеременный шибби-шик, так это способностью отлично сочетаться как с русским бидермайером, так и с французским провансом.

Картина Станислава Жуковского («певца старинной русской усадьбы»)

Бидермайер (/www.liveinternet.ru/users/milendia_solomarina/post216154944″>CМ. Статью ТУТ) упразднил пафосность ампира и дал предпочтение мягеньким и круглым формам, сохранив, при всем этом, главные принципы построения и краткость. Основными аспектами стали крепкость, аккуратность, доброкачественность, удобство и некая интимность. Баланс пропорций и размеренные тона, минимум декора и максимум простоты — психический комфорт и вещественное благополучие.

Стиль Дворянской усадьбы — это интерьер дома с долгой «родословной», что бережно хранит дорогие сердцу предметы в изрядно поношенном состоянии, выставляет напоказ и даже гордится ими, что позволяет сочетать любимую старинную мебель с новыми искусно состаренными вещами. Этот стиль создает атмосферу большой и дружной семьи, где чтят консервативные традиции, где все поколения живут в согласии и любви друг к другу.

Вот, к примеру, интересный проект Детской комнаты выполненый в стиле русской дворянской усадьбы первой половины XIX века.


Основой интерьера стал настоящий антикварный шкаф «Монашка» XIX века. Художники расписали его, использовав стилистику и городские виды первой половины девятнадцатого века. Получился «Пушкинско‑Онегиский» сюжет. Очевидно, пол, потолок и стены помещения должны сочетаться с мебелью русского классицизма. Пол выложили специально обработанной, рельефной, половой доской из дуба. Стены расписывали под обои.

В основе фактурная художественная штукатурка, очень износостойкая и практичная. Рисунок нанесен золотой краской. Получилось эффектно. Более того, решение вполне соответствует духу времени. Например, в Московском дворце Шереметьевых стены именно расписаны под обои. Интересным ходом стал большой и вместительный встроенный шкаф от пола до потолка. Казалось бы, современная технология. Однако, благодаря накладным элементам: карниз, пилоны, каблучки, фриз – визуально он воспринимается отдельно стоящим, ощущение встроенного шкафа пропадает. Вот чем он и хорош.


Антикварные детские стульчики в стиле прованс. Стиль другой, но благодаря росписи очень подходят интерьеру. Зеркало настоящее, антикварное, правда, деревенское, после росписи ожило и заиграло совершенно в новом свете.

— Большой встроенный шкаф, стол, шкафчик над столом, кровать, книжный шкаф — спроектированы и сделаны в мастерской Вениамина Скальника. — Художественная роспись мебели и интерьера, картины — Студия Анастасии Немоляевой

А теперь рассмотрим как сочетаются между собой Шебби-Шик и Прованс:

Цвет – важнейшая составляющая любого интерьерного стиля.

Любимые цвета Шебби-шик — пастельная палитра, от припылённого розового до бледно-олтвкового, цвет слоновой кости, молочно белый и светло голубой. Если стены – то чаще белые, нередко грубо окрашенные. Или обои – с текстурой, имитирующей облупившуюся краску, или с мелким рисунком в мелкий цветочек, с ангелочками, розочками, но неяркой, как бы выцветшей окраски. Потолок не чисто белый, а словно потерявший свою белизну от времени. Можно украсить его лепниной (розеткой, молдингами) и позолотить сусальным золотом. Полы – деревянные,с эффектом старения.

Любимые цвета Прованса – теплый оливковый, кремовый, молочно-белый, лавандовый, охра и терракот. Это светлые мягкие оттенки, пастельная гамма. В интерьере практически нет темных цветов, в мебели преобладают светлые фасады. Комната в прованском стиле должна быть теплой и солнечной, наполненной воздухом и светом. Любимое сочетание цветов – желтый с пастельно-голубым, которое символизируют южное небо и цветущие луга Прованса

Для стен Прованс-стиля отлично подойдет декоративная штукатурка с грубой текстурой – имитация деревенского дома. Допускается использование бумажных обоев с принтом в стиле Прованс, например, в мелкий цветочек. Главное – выбирать максимально светлые оттенки, идеально – белый цвет. Задача – как можно больше расширить пространство, наполнить его светом. Для пола и потолка можно попробовать использовать обивку деревянными панелями.


[/td]

Для пола подойдет паркетная доска с грубой деревянной фактурой, либо окрашенная в кирпичные и светло-коричневые оттенки. Отличным дополнением будут самотканые дорожки, половики и коврики в деревенском стиле.

Потолок должен быть обязательно светлым, недопустимо использование новомодных материалов и технологий. Кованая люстра станет ярким акцентом в детской комнате в стиле Прованс, а в качестве дополнения – настенные светильники и бра с элементами ручной ковки.

При выборе Прованс — текстиля отдаем предпочтение натуральным тканям без блеска – шелку, хлопку, ситцу, выбеленному льну. Ткани либо однотонные, либо с вышивкой или узором в мелкий цветочек. Вышивка, вообще, очень характерна для прованского стиля. Также отлично впишутся в интерьер растительные мотивы и классическая полоска. Краски на тканях должны иметь как бы выцветший цвет, очень эффектно будут смотреться искусственно состаренные ткани.

Пестрая пастельных тонов обивка мягкой мебели, шторы и пестрые чехлы в светлых тонах — признаки текстиля в стиле Шебби шик.

В стиле Шебби-Шик покрашенная и потертая мебель должна демонстрировать нижние слои и признаки возраста. Часто ее украшают росписью – розами или ангелочками. Мягкая мебель покрыта чехлами с воланами, чехлы на стульях, креслах и диванах – грубоватые и нарочито помятые. В спальне – обязательно старая кровать с металлическими спинками. В качестве декоративных аксессуаров шебби шик приветствует антиквариат самого разного толка.


Как мы видим, английский стиль шебби шик не только хорошо сочетается со стилями Русской Дворянской усадьбы и французским Провансом, он будто бы создан дабы подчеркнуть эти более старые стили.

Дерзайте, зная теорию, творить интерьеры гораздо легче! @Milendia

Экстерьер

Проект дома в русском стиле может иметь разный экстерьер. Например, терем с большим количеством резных элементов.

Деревянный и каменный дом в русском стиле может быть построен в виде одноэтажной или двухэтажной усадьбы. Отличие экстерьера дома:

  1. Постройка этих домов подразумевает применение только натуральных материалов. При этом камня в экстерьере используется небольшое количество – лишь для облицовки цоколя.
  2. Наличие резных деталей, которые украшают дом.
  3. Оригинальное старинное возведение домов: укладка бревен «в обло».
  4. Оснащение простейшей двухскатной кровлей.

Старинные проекты усадеб

Архитектура – искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства и комфорта. Жизнь в гармоничном окружении возвышает душу, воспитывая незаметно и ненавязчиво. Создать произведение искусства, которое отвечало бы этим целям – весьма нелегкая задача. Творения замечательных архитекторов, сумевших ее решить, достойны того, чтобы рассматривать их снова и снова.

В конце 19 века в Санкт-Петербурге выходил альбом «Мотивы русской архитектуры», где взыскательным заказчикам того времени предлагались самые смелые и утонченные проекты загородных домов. Эти усадьбы, если были бы построены, сегодня стали бы памятниками архитектуры и охранялись бы, как важные объекты культурного наследия страны.

Листая старые альбомы в библиотеке, мы восхищаемся, насколько самобытной и яркой была архитектура загородных домов в России того времени. И даже не верно говорить «архитектура» — тогда все-таки над домами работали не западные дизайнеры и архитекторы, а настоящие русские зодчие — хотя все были с прекрасным западным образованием.

Разница в том, что дома того времени совершенно не стеснялись делать в традициях резных русских теремов. Сегодня мы активно используем идеи готики, американской и финской архитектуры, традиции Скандинавии и Англии. Однако для тех, кто хочет жить в по-настоящему оригинальном и стильном загородном доме такое повальное «западничество» может рано или поздно наскучить. Почему бы не обратить свой взор на собственные традиции и посмотреть, каким мог бы быть дом, если заказать его по старинным чертежам?

Основная тенденция, которая властвует сегодня на рынке загородного домостроения – архитектурный минимализм, прагматичность, максимальное упрощение. Сейчас мы строим коттеджи с самой простой формой плана — прямоугольником. «Коробку» дома с квадратными окнами покрывает обычная двускатная или шатровая кровля без каких-либо ухищрений. То, что предлагалось в качестве образчика загородной архитектуры в России 19 века сегодня выглядит крайне необычно — скорее, эти рисунки подходят для детской книги сказок, чем для серьезного архитектурного журнала.

Между тем, образованные и обеспеченные люди того времени предпочитали строить усадьбы именно в русском стиле. Во-первых, это делало загородные дома отличающимися от городских, которые, в основном, строились уже в прозападном упрощенном образе. Во-вторых, это поддерживало русские национальные традиции зодчества, которые всегда восхищали архитекторов и историков искусства во всем мире. В-третьих, это была возможность самовыражения, поскольку русское зодчество допускает всевозможные варианты планировки и декорирования дома, соответственно, двух одинаковых усадеб в одной губернии не найти.

Вот, например, дом-теремок, маленький, изящный, резной, сказочный. Дома, похожие на старинные русские терема, обязательно имели балконы или башенки, резное крылечко, богато украшенный конек крыши и красивые ставни. Проекты этой стилистики выглядят несколько «сахарно» — кажется, это не архитектурный рисунок дома, а заготовка для сладкого леденца или пряника. Между тем, сложно устоять перед очарованием таких проектов — настолько они милы, радостны и уютны.

Следующая категория загородных домов конца 19 века — дома-замки. Они сочетают в себе русское зодчество и готику и часто строились из двух материалов — дерева и камня. Если подобный проект реализовывать сегодня, это будет настоящим вызовом современной стандартизированной архитектуры — ведь традиции ажурной резьбы практически утрачены (не считая каких-то ее китчевых проявлений), кроме того, дом, построенный по большей части из дерева, сегодня будет в большой цене.

Наконец, есть часть проектов, которые строились в упрощенно-западном стиле, но свою «русскость» не теряли. Эти особняки выглядят вполне современно, и одновременно очень оригинально. Тогдашние архитекторы продумывали в едином стиле также ограду и хозяйственные постройки загородного дома, чтобы в нем было все необходимое. Такие проекты вполне могут быть реализованы даже сегодня — идеи хороши особенно для тех, кто хочет выделиться, и начинает уже ценить важность собственных традиций и истории.

Увы, привычка строить большие красивые дома и усадьбы была утрачена нами за годы Советской власти. Сейчас главной модной тенденцией остается скандинавский минимализм, но в таком стиле строятся дома по всему свету — и все, по большей части, довольно одинаковые. Так что весьма вероятно, что скоро мы устанем от такого однообразия и обратимся к архивам — ведь не зря все-таки самые титулованные особы того времени старались заказать себе загородный особняк у русских мастеров деревянного и каменного зодчества.

Интерьер

Проект русского дома характеризуется множеством оригинальных решений.

Русская изба должна иметь огромные оконные проемы, чтобы днем не пользоваться искусственным освещением, что не характерно для старинных домов той эпохи. Дом в стиле древнерусского строительства позволяет расслабиться. Именно поэтому такие дома популярны среди жителей больших городов с их активным темпом жизни.

Русский дом характеризуется тонкими формами и контурами в интерьере. Дом в старом русском стиле украшает много текстиля, он оформляется не в лоскутной технологии, а с использованием кружевных узоров спокойных оттенков. В оформлении применяются контрастность и монотонность.

Г.Крылов. Кухня. 1826 г. / Т.Алексеева. Художники школы Венецианова. – М., 1982 Неизв. художник. Интерьер. 1829 г. // Э.Логвинская. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. – М., 1978

Ф.Толстой. В комнатах. 1830-е гг. // Ю.Овсянников. Картины русского быта. – М., 2000

Ф.Толстой. Семейный портрет. 1830 г. // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000

К.Зеленцов. В комнатах // Ю.Овсянников. Картины русского быта. – М., 2000

К.Зеленцов. В комнатах // Ю.Овсянников. Картины русского быта. – М., 2000

М.Давыдов. В комнатах. 1834 г. // Т.Алексеева. Художники школы Венецианова. – М., 1982

Неизв. художник. Жилая комната в мезонине дворянского особняка конец 1830-х – начало 1840-х гг. // Из истории реализма в русской живописи. – М., 1984

Неизв. художник. Интерьер гостиной. Вт. четв. XIX в. // Э.Логвинская. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. – М., 1978

Неизв. художник. Комната со ступенчатым помостом. Вт. четв. XIX в. // Э.Логвинская. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. – М., 1978

Неизв. художник. Интерьер в доме Голицыных. Перв. пол. XIX в. // Э.Логвинская. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. – М., 1978

Неизв. художник. Интерьер в доме барона Штиглица. 1840-е гг. // Н.Гусева. «Стильная мебель» и ретроспективизм. – М., 2003

Н.Тихобразов. Интерьер в доме Лопухиных. 1844 г. // Интерьер в русском искусстве. – М., 2002

Неизв. художник. Гостиная и кабинет в московской квартире дворян Батвиньевых. 1846 г. // Из истории реализма в русской живописи. – М., 1984

А.Тыранов. Интерьер в дворянском доме. Сер. XIX в. // Ю.Овсянников. Картины русского быта. – М., 2000

Неизв. художник. Кабинет кн. Долгорукого в Москве. Сер. XIX века // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000

К.Обах. Интерьер богатого особняка. 1850-е гг. // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000

Ф.Славянский. В комнатах А.А.Семенского. 1840-е гг. // Э.Логвинская. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. – М., 1978

Неизв. художник. Гостиная с альковом. Сер. XIX в. // И.А.Бартенев, В.Н.Батажкова. Русский интерьер XIX века. – Л., 1984

В.Садовников. Спальня в антресоли дома гр. Шаво-Нарышкиных. Сер. XIX в. // И.Бартенев, В.Батажкова. Русский интерьер XIX века. – Л., 1984

В.Садовников. Лестница в доме гр. Шаво-Нарышкиных в Петербурге. 1852 г. // И.Бартенев, В.Батажкова. Русский интерьер XIX века. – Л., 1984

К.Чернышев. В кухне. Нач. 1850-х гг. // Интерьер в русском искусстве. – М., 2002

И.Шарлемань. Лестница в особняке Вонлярлярского в Петербурге. 1852 г. // И.А.Бартенев, В.Н.Батажкова. Русский интерьер XIX века. – Л., 1984 г.

И.Шарлемань. Зал в особняке Вонлярлярского. 1852 г. // И.А.Бартенев, В.Н.Батажкова. Русский интерьер XIX века. – Л., 1984 г.

И.Шарлемань. Комната в петербургском доме Апраксиных. 1854 г. // И.А.Бартенев, В.Н.Батажкова. Русский интерьер XIX века. – Л., 1984

П.Шестаков. Гостиная губернаторского дома в Вятке. 1859 г. // Русская акварель в собрании Государственного Эрмитажа. – Л., 1988

Э.Гау. Кабинет. 1867 г. // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000.

М.Васильев. Интерьер (Семейный портрет Минтусовых). 1872 г. // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000

Л.Плахов. Кабинет. Интерьер // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000

М.Якунчикова. У камина. 1895 г. // М.Киселев. Мария Васильевна Якунчикова. – М., 1979

И.Браз. Интерьер // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000

Н.Петров. Гостиная. 1912 г. // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000

К.Горбатов. Гостиная. 1917 г. // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000

А.Бенуа. Интерьер // Ю.Демиденко. Интерьер в России. – СПб., 2000

А.Остроумова-Лебедева. Квартира академика С.В.Лебедева в Петербурге. Кабинет // И.А.Бартенев, В.Н.Батажкова. Русский интерьер XIX века. – Л., 1984 г.

Как уменьшить затраты при строительстве

Проектирование и сооружение можно удешевить, особенно если здание небольших размеров. Для начала можно сэкономить на таких этапах:

  1. Основание под здание.
  2. Расчет размеров конструкции.
  3. Толщина стен.
  4. Влажность древесины.
  5. Черновые полы.
  6. Соединения на углах.
  7. Крыша здания.
  8. Теплоизоляция стен.
  9. Установка фронтонов.
  10. Материалы кровли.

Вам будет интересно: Особенности строений в стиле минимализм: проекты домов, принципы проектирования

Вышеописанные «лазейки», чтобы сэкономить деньги, можно использовать как по одному, так и все сразу. В последнем случае бюджет строительства можно уменьшить на 45–55%. Таким образом, потратив только 500 тыс. руб., можно стать хозяином деревянного дома.

Фотопримеры интересных современных интерьеров

Улучшенный вариант домов в стиле русской усадьбы – терем. Он вызывает приятные эмоции.

Русь – это традиционный русский деревянный дом.

Оцилиндрованные дома из бревна дешевле, чем из других видов древесины.

В русских имениях в XVI–XIX веках жили зажиточные люди. Классическая усадьба состоит из барского дома, оранжереи, конюшни, пристроек для слуг.

Стиль под старину с помощью современных стройматериалов можно сделать оригинальным и многоликим. Небольшая изба, классическая усадьба либо русский терем – каждый самостоятельно сможет определить уровень адаптированности к старине. Ведь главное в интерьере – чтобы он отображал характер хозяев и позволял восстановить силы.

Русский стиль в интерьере квартиры

Разновидности, о которых рассказывалось выше, не подходят для городской квартиры. Для ее обустройства выбирайте современный русский стиль в интерьере своего жилища.

Для создания такого оформления выбирают в качестве базового Минимализм и придают ему соответствующий этно-колорит с помощью характерных предметов меблировки и декора.

Русский стиль в интерьере кухни

Современная кухня в русском стиле обставляется современной мебелью, выполняемой на заказ. Шикарно смотрятся фасады с росписью под Хохлому или Гжель. Чтобы не перегружать интерьер кухни в русском стиле следует выбрать максимально простую отделку. Важное место в дизайне должно отводиться текстилю. Подойдут ситцевые занавесочки в цветочек.

Если кухня достаточно просторная или объединена с гостиной, оригинально будет смотреться островная конструкция, стилизованная под русскую печь. Она может совмещать функции системы хранения, дополнительной рабочей поверхности и даже небольшого дивана-лежанки. к Диван может располагаться на верхней части конструкции, куда попадают, преодолев 5-6 ступеней лесенки с вполне современной конструкции. Таким образом, можно улучшить планировку помещения, сделав ее многоуровневой.

Такое сочетание, характерное для традиционного русского дома сделает ваш современный интерьер не только привлекательным, но и эргономичным и комфортным.

Достаточно традиционный прием — придание помещению национального колорита с помощью красиво оформленного кухонного фартук. Не следует делать его чрезмерно пестрым. Можно использовать несколько изразцов ручной работы или выложить фартук плиткой с изображением «петушков», таких как на русских рушниках.

Гостиная в русском стиле

Русский стиль в интерьере современной гостиной можно подчеркнуть, используя картины, стилизованные под древнерусскую живопись.

Для отделки стен нужно применять панели из дерева. Не обязательно, чтобы такая отделка использовалась для всех стен. Можно совмещать панели с окраской, отштукатуриванием или с фактурными обоями под кирпичную кладку. Некоторые дизайнеры применяют также прием росписи одной из стен для имитации бревенчатой кладки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]