Две революции
Данные события имели поистине революционный характер. Раньше вещи изготавливались на заказ, были очень сложны по своей конструкции. Мебель из гнутой древесины гениальна по своей конструкции, она объединяет простоту и прочность.
Кроме того, стул венский деревянный, как, собственно, и джинсы, находится в абсолютном согласии с телом человека, он его движений не стесняет и дает возможность сохранять непринужденность. Вполне вероятно, что именно за счет этого изобретения фирмы Levis и компании Тонета историей не стали, они до сих пор актуальны. На таких стульях сидел, скорее всего, каждый, а о джинсах нечего и говорить – кто же не носил их?
Деревянные венские стулья
Как и вся мебель для сидения, отдыха или работы, деревянные венские стулья были жесткие, полу мягкие, мягкие, пружинные, а также с плетёными из ротанговой сетки сиденьями и спинками. Наибольшее распространение получили изделия с сиденьями из тиснёной гнутой фанеры, как наиболее экономичные и удобные в эксплуатации. Сиденье изготавливалось путём склеивания нескольких 4 или 6 слоёв лущёного шпона. Затем, в специальном прессе, когда клей ещё не успевал окончательно затвердеть, приводилось в необходимую форму. Часто на сиденья, в момент прессования, наносился тиснёный рисунок. На фанерных сиденьях без рисунка, высверливались небольшие отверстия, образующие какой либо орнамент или узор.
Направление волокон дерева верхнего листа шпона фанерного сиденья, строго от спинки к передней царге. В любом другом случае (по диагонали или поперёк) прочность конструкции снижается.
Изобретение краснодеревщика
Стулья венские начали свою историю с появления технологии обработки дерева так называемым гнутьем: вымоченную в кипятке или распаренную водяным паром древесину выгибали в различных направлениях, таким образом придавая ей всевозможные формы. В разные времена из гнутой древесины делались сани, лыжи, лодки, бочки, но именно Михаэль Тонет, венский краснодеревщик, разработал такую технику для производства мебели и использовал ее в фабричном изготовлении.
Немец Тонет свою мастерскую на Рейне в Боппарде открыл в 1819 году, а спустя 11 лет начал первые опыты по производству прочных и легких конструкций (выгибая и склеивая слои фанеры) взамен обычных столярных изделий из цельного дерева. Так, на какой-то промышленной выставке на стул венский деревянный Тонета обратил свое внимание Меттерних (австрийский канцлер-князь) и предложил ему обосноваться в Вене, разрабатывая интерьеры для его огромного дворца. Спустя несколько лет Тонет смог открыть в Вене собственную мастерскую.
Культовый стул
Михаэль Тонет в этом городе и создал свою фирму, предложившую в 1850 году венский стул. Своими руками он собрал его из буковых гнутых элементов.
Тонет в 1859 году запустил его в серийное производство. Предмет получил название «стул 14». Кроме привлекательного вида, в нем удивляет совершенство технологии, ведь число деталей было сведено к абсолютному минимуму, их осталось только шесть штук. Детали вместе удерживались с помощью небольших винтиков, а не на клее.
Венский стул не только смог дожить до наших дней, он также оказал большое влияние на развитие дизайна.
Мебельный гений смог догадаться, что винтовые соединения, а не столярные, дают возможность мебель сделать разборной, следовательно, «возить воздух» ему больше не понадобится. Тонет перевозил мебель в полностью разобранном виде пачками (например, 36 разборных стульев занимают пространство в 1 м2).
Первые клиенты
Сразу же нашлись клиенты, которым приглянулись стулья венские. Дизайнер первую партию поставил одному кафе в Вене, и они в нем прослужили аж 26 лет! Еще 400 стульев в этом же году отправились в венгерский город Пешт в отель под названием «Королева Англии».
С того момента, как был изобретен венский стул, его производство ни разу не прекращалось. Кроме 22 моделей, были созданы также столы, кресла-качалки, колыбели, кровати, целые мебельные гарнитуры и туалетные столики, игрушечная, детская и садовая мебель, лыжи, сани, теннисные ракетки. И специальные стулья с приподнятыми сиденьями, предназначенные для крупье. В начале прошлого века каталоги компании Тонета включали более 1200 моделей, при этом фабрики изготавливали каждый год почти по 2 миллиона изделий.
Реставрация каркаса
Первым делом, если стул находился где-то на чердаке, то его нужно помыть и отчистить от пыли и грязи. После этого можем начинать разбирать стул.
- Сначала снимаем сидение и спинку. В старых стульях они в основном прикручены шурупами.
- Далее поочередно разбираем весь стул: проверяем каждое соединение и, если оно шатается и слабое, значит его нужно разобрать. Соединения, в которых детали держатся плотно, лучше не разбирать.
Все разобранные детали лучше пометить, чтобы потом не было проблем при сборке.
- Когда стул разобран, мы можем взять наждачную бумагу и прошлифовать детали. Шлифовка нужна, чтобы максимально удалить старый лак.
Таким образом мы подготавливаем детали к дальнейшей покраске. - Теперь нужно осмотреть места склейки деталей. Если ножки входят в паз на доске сидения, то, для большей плотности, стоит верх ножек обмотать бинтом в несколько слоев, при этом все слои нужно обработать клеем.
Может случиться, что ножка сильно шатается в гнезде, тогда нужно в торце выпилить щель и вбить в нее небольшой клин. Так мы увеличим ширину торца, и ножка плотно разместится в гнезде
В конструкциях стульев с царгами при ослаблении шва можно с внутренней стороны просверлить маленькое отверстие и шприцем нанести в отверстие клей.
При ослаблении шипа можно воспользоваться спичками, обработанными клеем, которые при сборе изделия вставляем в гнездо.
Для того, чтобы конструкция была более прочной, к царгам можно прикрутить брусочки в виде трапеции.
Торцы максимально точно подгоняются к царгам, так как даже маленький зазор может привести к перекосу целого стула.
- Теперь полностью собираем все детали стула в единое изделие.Все шиповые соединения хорошо проклеиваем, выступивший клей удаляем влажной тряпкой.
- После этого стул оставляем на сутки, чтобы клей окончательно схватился. На сиденье можно выставить груз или, как вариант, ведро, наполненное доверху водой, для лучшего закрепления деталей.
Через сутки, когда клей схватится и подсохнет, можем начинать следующие этапы реставрации.
Мебель вне стиля
Поразительно, но венский стул в минималистском стиле был создан в период эклектики. В то время типичными были массивные, вычурные изделия с огромным количеством деталей а-ля Людовик, а-ля рококо и пр. При этом Тонет все современные направления проигнорировал, и изготовил стул вне стиля. И в этом оказался прав: его мебель, миновав все дальнейшие веяния моды, современной осталась до сих пор.
Гнутая мебель в XIX веке стала непременной деталью русского и западного интерьера. С приходом периода модерна многие архитекторы Европы пытались создать мебель для массового производства, которая одновременно была бы доступной, красивой и простой, о чем писал Карл Манг, австрийский искусствовед. Но это у них сделать не получилось. Единственным исключением стала продукция компании Тонета.
Безупречный стул для большой или маленькой кухни
Благодаря аккуратной конструкции такой тип мебели можно разместить даже в совсем небольшом пространстве. И при этом сохранить пространство легким, воздушным и светлым.
Лучше всего выбирать модели с невысокими спинками. Также стоит отметить, что крайне интересно и интригующе смотрятся барные стулья такого типа.
Они станут прекрасным дополнением кухни в стиле «модерн» или «кантри». Подчеркнуть принадлежность к этим типам декора поможет и квадратная или трапециевидная форма сидения.
Хорошо смотрятся на кухне стулья со спинками в форме капли. Сам их каркас обычно остается жестким, но посередине располагается мягкая вставка прямоугольной или любой другой формы.
Они наполняют помещение грациозными линиями и плавностью, их можно поместить вокруг круглого или традиционного квадратного стола.
Есть и такие стулья, спинки которых представляют собой сложную композицию переплетающихся между собой деталей. Эти узоры выглядят настолько естественно и живо, что становится трудно поверить в то, что они выполнены из дерева.
Для кухни лучше всего выбирать стулья с обивкой, которую можно мыть или протирать.
Хорошо, если это будет материал, который не впитывает запахи, отличается функциональностью.
В таком случае вам не придется излишне переживать за его сохранность, что немаловажно. Ведь, как известно, кухонные стулья быстрее всего приходят в негодность и утрачивают свежесть и лоск.
Поэтому для такого помещения прекрасно подойдет стул с кожаным сидением.
Это выглядит стильно, сидеть на таких стульях удобно, а вот ухода они требуют минимального.
Замечательно выглядит такой вариант и с металлическим каркасом, такие модели выбирают для помещений со спокойным интерьером в светлых тонах. Их можно расставить вокруг стола с мраморной столешницей, и сделать вашу кухню более аристократичной.
Венские стулья в интерьере, фото которых всегда подтверждают их изысканность и шик, наполняют помещение мягкими или, наоборот, более строгими линиями.
Если они выполнены в стиле «винтаж», то они делают комнату невероятно благородной. И позволяют значительно расширить свое понятие об этих элементах интерьера.
Ведь они могут быть похожими и на простые табуретки из таверны, и на блистательные кресла с позолотой и вышивкой из лучших европейских салонов.
«Братья Тонет» в России
имела в Российской империи 2 фабрики – в Ново-Радомске и Ревеле. Реализация мебели осуществлялась через собственные склады и магазины в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве, на Нижегородской ярмарке. Эта мебель в России была невероятно популярна.
Гнутый буковый венский стул , вошедший во всеобщее употребление, тогда продавался во многих магазинах, как отмечали справочники тех лет. Крупнейший магазин этой мебели в Москве находился на Кузнецком мосту, в то время как в Петербурге – на пересечении Большой Морской и Невского.
Многочисленные кресла-качалки, стулья и другие гнутые изделия смогли вписаться в купеческие эклектичные интерьеры, в скромные жилища простых горожан, в изысканные квартиры аристократов.
В России деятельность представительств завершилась в 1917 г., склады и магазины были закрыты. При этом миллионы венских стульев в нашей стране успели прочно обосноваться. Они пережили вместе с людьми революцию, потом войну, дальше строительство социализма и период застоя и дожили мирно в гостиных и на кухнях до сегодняшних дней, оставаясь всем привычным и знакомым предметом. Недаром сегодня так популярна такая услуга, как реставрация венских стульев. Они дождались своих новоиспеченных собратьев. Последние наводнили современные мебельные магазины и кафе под прежним наименованием – «венский стул».
И в пир и в мир
Любим во всех слоях общества.
Проводя аналогии с современностью, можно сказать, что популярность венского стула со второй половины XIX и до середины XX столетия сопоставима с популярностью мебели магазинов ИКЕА в наши дни. На загородных дачах художников, в салонах важных особ, в модных кафе, театральных и выставочных залах, всюду, вплоть до оркестровых ям, стоял венский стул. Популярный предмет мебели также увековечен на полотнах известных художников (например, Пикассо и Дали) и на кинопленке (фильм «Кабаре»).
Лидер переизданий.
Ле Корбюзье считал, что нет ничего «столь элегантного по форме, качественного по разработке и целесообразного по конструкции», чем венский стул. Сегодня венский стул — признанный лидер по количеству переизданий. Причины очевидны: идеальная форма и технология с минимальным количеством деталей.
Свои интерпретации венского стула по-прежнему выпускает и фабрика Thonet, и другие производители.
Стул OA024 фабрики Grange.
Устойчив и неприхотлив.
При утонченной и изящной форме, венский стул обладает всеми необходимыми качествами для ежедневного использования: он устойчив, удобен в обращении и неприхотлив в уходе.
Хорош в любом интерьере.
Венский стул может дополнить, украсить и подчеркнуть практически любой интерьер: будь то стилизованная под начало прошлого века дача, загородный дом, оформленный в довоенном стиле или же вполне современное жилище.
- 1 из 5
На фото:
В каком бы стиле не был выполнен интерьер, венский стул заставит заиграть его новыми красками со всей присущей ему деликатностью и мягкостью.