Надо ли в гараже отопление?
Организовать систему отопления гаража необходимо, как минимум, по таким причинам:
- при температуре ниже +50С работы по обслуживанию проводить некомфортно;
- при длительном воздействии отрицательных температур ухудшаются эксплуатационные качества масла и некоторых других технических жидкостей, что приводит к сложностям при запуске двигателя и ускоренному износу деталей;
- в отапливаемом гараже воздух более сухой, что позволяет снизить риск коррозии кузова.
Нагревать воздух в гараже не обязательно до таких же высоких температур, как и в жилом помещении – +150Сдостаточно для реализации всех задач, возлагаемых на систему отопления.
Особенности водяного отопления в гараже
Сложность теплого ангара заключается в непостоянной работе. При длительном отключении обогрева может произойти разрыв цепи по причине замерзания воды в трубах.
Основная особенность водяного отопления в помещении заключается в прогревании его до температуры + 5-8 0С. Это обеспечит необходимый прогрев машине и предотвратит развитие коррозии металла.
Совет! Заполнение труб водяного отопления антифризом предотвратит разрыв элементов системы при непостоянном прогреве гаража.
Схема включает:
- котел;
- радиаторы;
- магистраль подачи горячей воды и отвода остывшей.
Задача котла – нагревать воду, которая движется по трубам к отопительным батареям. Остывшая жидкость по обратному ходу возвращается в котел и схема зацикливается.
Что надо предусмотреть на этапе подготовки?
Гараж из металла, кирпича, бетона или сэндвич-панелей – это конструкция с высокими теплопотерями. Если не предусмотреть надежную теплоизоляцию, то отапливать вы будете улицу. Лучше всего обустроить внешнее утепление гаража, но если его выполнить невозможно, то можно обойтись внутренним утеплением. В теплоизоляции нуждаются не только стены, но и ворота, а также пол.
Система отопления должна быть безопасной. В гараже хранится масса легковоспламеняющихся жидкостей и предметов, так что к организации обогрева необходимо отнестись со всей ответственностью:
- на этапе планирования сделайте схему гаража, на ней необходимо отметить место хранения ГСМ. Этот склад должен находиться как можно дальше от отопительного прибора и располагаться на некотором возвышении. На плане отмечают также место выхода трубы через потолок или стену, если, конечно, выбранная система отопления предусматривает организацию дымохода. Отметить также стоит деревянные поверхности поблизости отопительного оборудования – их прикрывают листами оцинкованной стали. Не забудьте выделить место для огнетушителя. Если выбрана система с применением горючего топлива, не лишним будет предусмотреть место для ящика с асбестовой тканью;
- пол и стены около прибора отопления не должны быть легко воспламеняемыми;
- отопительную систему нельзя оставлять без присмотра;
- электропроводка должна быть заземлена;
- важно предусмотреть надежную вентиляцию, чтобы не стать очередной жертвой отравления угарным газом;
- лучше не складировать в гараже весь хлам, которому не нашлось место дома – именно эти вещи и становятся пищей для огня;
- курить лучше на улице или, по крайней мере, как можно дальше от отопительных приборов;
- электрические системы не подходят для сырых помещений;
- не лишним будет установить простейшие датчики дыма, чтобы обезопасить собственное имущество и соседские гаражи.
Пожарная безопасность отопления гаража
Гараж относится к категории пожароопасных помещений. Причины – сам автомобиль и хранящиеся внутри горюче-смазочные материалы. Поэтому несколько рекомендаций относительно системы отопления в гараже:
- Если около нагревательного прибора располагаются поверхности из древесины, то их закрывают листовым железом или кирпичной кладкой.
- Проводят огнезащиту места прохождения дымохода через стену или потолок.
- Легковоспламеняющиеся материалы хранятся подальше от очагов нагрева на небольшой высоте от пола.
- Огнетушитель, пожарное покрывало – необходимые средства пожаротушения в гараже.
- На ночь отопление лучше отключать. Это не касается гаражей, отопительные системы которых питаются от отопления общего дома.
Обшивка стен металлом и кирпичом около печки Источник tisam.ru
Критерии выбора системы отопления для гаража
Если гараж пристроен к дому, то и промерзать он вряд ли будет за счет теплоотдачи здания. В этом случае лучше всего присоединить гараж к общей водяной системе отопления дома. Нагрузка на котел будет выше, поэтому оптимально сразу обустраивать отопление для гаража и жилого пространства, чтобы правильно подобрать оборудование. Количество радиаторов в гараже зависит от его размеров.
Впрочем, подключить гараж к домашней системе отопления не всегда возможно, даже если он пристроен к зданию. Что уж говорить о тех гаражах, которые находятся далеко от дома. В этом случае приходится обустраивать автономную отопительную систему, которую выбирают с учетом следующих факторов:
- стоимость монтажа и эксплуатации;
- доступность того или иного вида топлива. Например, в районах, где присутствуют частые перебои с электричеством, вариант отопления конвектором или тепловой пушкой точно отпадает;
- сложность монтажа;
- требуемая мощность отопления. Отапливать большой гараж электрическими обогревателями, как минимум, глупо;
- пожарная безопасность;
- особенности эксплуатации. К примеру, котлы на твердом топливе нуждаются в постоянном присмотре и частой загрузке топлива.
Еще несколько десятилетий назад чуть ли не единственным возможным способом прогреть воздух в гараже была буржуйка. К счастью, сегодня есть масса куда более удобных и практичных вариантов.
Отопление в гараже своими руками можно создать следующими способами:
- водяное отопление с котлом;
- использование газовых обогревателей;
- использование котлов на твердом топливе и дизеле;
- электрическое отопление;
- воздушное отопление;
- печи отработки.
Повторим, идеального варианта не существует – он подбирается в каждом отдельном случае с учетом массы факторов.
Способы водяного отопления гаража
Выбор топлива существенно влияет на схему отопления в помещении. Следует учитывать периодичность работы цепи. Если гараж находится далеко от дома и ежедневно не отапливается, то при сильных заморозках трубы и радиатору могут разорваться. На этапе проектирование следует тщательно продумать тип котла и вид топлива.
Существует несколько разновидностей топлива:
- газ;
- твердое топливо (уголь, дрова);
- жидкое топливо (отработанное техническое масло);
- электроэнергия.
Внимание! Твердое и жидкое топливо требуют дополнительного обустройства склада для его хранения.
Выбор осуществляют на основании стоимости топлива и автономности.
Водяное отопление в гараже без электричества
Наиболее распространенное топливо в частном секторе – газ. Достоинство этого вида в невысокой стоимости и доступности. Газовое отопление не требует постоянного наблюдения. При бесперебойной подаче газа, обеспечен непрерывный обогрев.
Однако если газопровод не проходит по местности, в которой расположена постройка, выбирают другой вид топлива, т. к. провести газовую ветку очень дорого.
Газовый котел для автономного отопления – недешевое удовольствие, особенно если речь идет об отоплении гаража
Жидкое топливо относится к малобюджетному виду. Большим недостатком такого варианта обогрева является необходимость наличия места для хранения отработанного масла. Потребуется большое количество бочек или канистр и место, где можно хранить все запасы. Это пожароопасно.
При наличии котла для жидкого топлива необходимо постоянно следить за его уровнем наполнения, поэтому придется часто наведываться в гараж, чтобы трубы отопления не разорвались
Твердотопливный котел поможет обустроить водяное отопление в гараже на дровах, угле, мусоре или прессованных брикетах. Этот вариант подойдет, если в ангар хозяин сможет наведываться ежедневно и подбрасывать порцию в топку. Ведь в гараже достаточно обеспечить плюсовую температуру, сильно прогревать помещение не нужно. Если своевременно не подбросить новую порцию топлива, система может промерзнуть, а трубы разорваться.
Твердотопливный котел требует постоянной порции топлива, иначе система остынет
Для ангара можно обустроить водяное отопление при помощи буржуйки. Эта печь рассчитана на помещение площадью до 30 м2.
Водяное отопление в гараже от электричества
Электрический котел – наиболее оптимальный вариант для схемы водяного отопления в помещении. Не требуется проведения дополнительной магистрали и наличия складской территории для размещения топлива.
Электрический котел обеспечивает надежность и комфорт, не требует дополнительного обустройства дымохода и подвода
Достоинства электрического котла:
- компактность;
- надежность;
- не требует обустройства подвода;
- не требует строительства дымохода;
- прибор оснащен системой безопасности: в случае перегрева система отключится;
- может работать от аккумулятора при аварийном отключении;
- при аварийном отключении электроэнергии, котел сам включится в работу.
Несмотря на высокую стоимость электроэнергии, выбор этой схемы обогрева оптимален, т. к. в помещении достаточно прогреть воздух до плюсовой температуры, а топлива потребуется немного.
№1. Система водяного отопления
Система водяного отопления организуется в гараже по аналогии с жилыми помещениями. Нагрев теплоносителя осуществляется в котле, а дальше он проходит по трубам и радиаторам, равномерно прогревая все помещение гаража. После прекращения подачи тепла трубы остаются нагретыми еще пару часов. В этом и заключаются основные преимущества данной системы.
Главный минус – сложность организации. Кроме того, вода в контуре отопления может замерзнуть, так что если система не будет задействована в ближайшие дни, воду лучше сливать. С другой стороны, частая смена воды ведет к быстрой коррозии труб и радиаторов. Чтобы избежать данной проблемы, лучше использовать металлопластиковое оборудование. Обычную воду в системе отопления лучше не применять – ее заменяют на антифриз, незамерзающий теплоноситель.
Сложность обустройства оборачивается еще одним недостатком – высокой ценой. Наиболее экономный способ отопления гаража получится, если его контур подсоединить к домашнему котлу. Затраты на общее отопление повысятся, но это все равно будет дешевле, чем организовывать самостоятельную систему обогрева.
Если подключиться к домашней системе невозможно, придется устанавливать отдельный котел. Он может работать на разном топливе. В гаражной системе отопления используют следующие типы котлов:
- электрический котел проще всех в монтаже, максимально безопасный, но дорогой в плане эксплуатации. Даже если вас не пугают счета за электричество, использовать подобные котлы не стоит в районах с частыми отключениями электричества, перепадами напряжения, а также в регионах с суровыми ветреными зимами, ведь провода могут оборваться, что в итоге приведет к замерзанию воды в системе. Если не успеть вовремя слить воду, то трубы могут лопнуть;
- газовые котлы используются в гаражах крайне редко, так как не везде есть доступ к газопроводу. Если же труба газопровода проходит поблизости, то вам крупно повезло, — отопление на газе обойдется недорого, да и в плане эксплуатации такие системы достаточно просты. Главное, только, следовать технике безопасности;
- котлы на жидком и твердом топливе. Можно подобрать печь на дровах, углях, дизеле или отработанном масле – все зависит от того, какой ресурс более доступен в вашем случае. Котлы на твердом топливе нуждаются в постоянном контроле и частой загрузке топлива. Более удобные в этом плане пиролизные и пеллетные агрегаты, но стоят они недешево, самый экономчный вариант — буржуйка, которую также можно задействовать в системе водяного отопления.
Для всех котлов, кроме электрического, придется организовать дымоход. Кроме котла, радиаторов, труб отопления и трубы дымохода, понадобятся циркуляционный насос и расширительный бак. Все это стоит денег, так что использовать водяную систему отопления имеет смысл только в больших гаражах. Часто такое отопления делают на СТО и в коммерческих автомастерских. Если гараж небольшой, то организовывать столь сложную водяную систему отопления нет смысла – это вариант для более-менее просторных помещений, где требуется постоянный подогрев.
Принцип работы водяной системы отопления достаточно прост. Теплоноситель нагревается, проходит по трубам, отдает тепло и возвращается к котлу. Система может быть одно- или двухтрубной. Однотрубная система намного проще в организации и дешевле, для небольшого частного гаража она подходит лучше всего. В этом случае нагретый теплоноситель последовательно поступает в радиаторы, т.е. в первом радиаторе температура будет выше, чем в последнем, куда антифриз доходит уже остывшим. Двухтрубная система позволяет обеспечить более равномерный прогрев, но и материалов понадобится намного больше.
Даже если гараж не пристроен к дому, а находится недалеко, его можно попробовать подключить к домашней системе отопления, но есть ограничения. Расстояние от гаража до дома не должно быть более 20 м, а трубы надо качественно изолировать.
Если в качестве теплоносителя используют тосол (жидкость, которая не замерзает даже при -450С), то работать с ним надо осторожно, ведь это токсичное вещество, которое становится еще более опасным в разогретом виде. Тосол не рекомендуют использовать в двухтрубных системах. Замену теплоносителя проводят каждые 5 лет.
Виды водяного отопления гаража
Водяное отопление в гараже без насоса можно обустроить при помощи гравитационной системы обогрева.
Выделяют 2 схемы:
- однотрубное;
- двухтрубное.
Однотрубное водяное отопление в гараже
Водяное отопление в гараже от печки обустраивают при помощи однотрубной схемы. Эта схема обеспечивает последовательный проход теплоносителя по радиаторам и возвращение в котел.
Однотрубная система теплоснабжения проста в монтаже и не обеспечивает равномерный нагрев радиаторов
Значительным минусом однотрубной схемы является неравномерное распределение тепла. Первые радиаторы будут значительно теплее, чем последние. Специалисты утверждают, что эта проблема остро стоит в многоэтажных постройках и менее заметна в одноэтажных помещениях.
Двухтрубное водяное отопление в гараже
В ангаре большой площадью специалисты рекомендуют устанавливать водяное отопление по двухтрубной схеме. Первая труба нагнетает подачу к радиаторам прогретого теплоносителя. Вторая отводит обратно в котел отработанную жидкость из батарей.
Двухтрубная система обеспечивает равномерное распределение теплоносителя по всем радиаторам
Температура радиаторов будет однородной, что обеспечит равномерное нагревание воздуха. Недостаток такой схемы – сложный монтаж и большое количество труб и запорных элементов, что увеличивает ее стоимость.
№2. Отопление на газе
Газ – куда более экономичное топливо, чем электричество. Его можно использовать для сжигания в котле отопления, но для этого потребуется наличие магистрального газопровода и оформление ряда документов, еще надо будет оплатить стоимость врезки, и это не считая дорогостоящего монтажа самой системы отопления. Как было сказано выше, это вариант только для просторных гаражей, которые надо отапливать практически постоянно.
Когда доступа к магистральному газопроводу нет, можно использовать сжиженный баллонный газ. По правилам безопасности, баллоны устанавливают в металлических ящиках выше уровня пола как минимум на 20 см и вдали от легковоспламеняемых предметов. Можно иметь запас баллонов, но для этого надо выделить место. Большинство обходится одним баллоном, который периодически отвозится на заправку.
К газовому баллону можно подключать следующие типы оборудования:
- тепловая пушка, оборудованная горелкой для сжигания газа. Нагретый воздух распространяется по помещению с помощью встроенного вентилятора. Подобным образом можно очень быстро прогреть гараж, но и остывать воздух также будет очень быстро;
- керамический газовый обогреватель нагревает не воздух, а предметы, которые впоследствии прогревают воздух в помещении;
- газовый конвектор нагревает воздух за счет изменения его свойств при повышении температуры. Холодный воздух проходит через теплообменник, нагревается и выходит в помещение. Теплый воздух легче холодного, поэтому он сразу поднимается, уступая место непрогретому, который засасывается конвектором. Чтобы воздух циркулировал быстрее, конвектор часто комплектуют вентилятором. Корпус устройства и теплообменник исполняют из прочных жаростойких материалов, ведь внутри будет постоянно гореть газ. Чем ниже будет установлен конвектор, тем лучше. Помещение будет прогреваться быстро, но так же быстро и остывать.
Минус подобного отопления – образование продуктов сгорания, которые никуда не уходят и остаются в гараже. Без надежной вентиляции или регулярного проветривания не обойтись.
Основные преимущества и недостатки системы, заполненной антифризом
К достоинствам способа можно отнести:
- температура закипания антифриза – 1100-1250, поэтому его предпочтительней использовать в системах индивидуального отопления с высокими температурами горения топлива. При этом нагреваться воздух в помещении будет медленнее, поэтому эту особенность теплоносителя необходимо учитывать;
- препятствует образованию накипи на стенках котлов, соответственно увеличивает срок службы оборудования;
Система отопления в гараже с залитым тосолом имеет свои отрицательные стороны, к которым относится:
- больший уровень вязкости потребует установки мощного циркуляционного насоса;
- у антифриза низкий уровень теплоемкости, для достижения аналогичного с водяным отоплением уровня обогрева помещения потребует установки дополнительных секций на радиаторы;
- высокая проникающая способность антифриза требует герметичности всех мест соединения разводки;
- для прокладок придется использовать дорогостоящий паронит;
- водяное отопление гаража с помощью тосола как теплоносителя, потребует полной замены антифриза через 4-5 лет;
- самый важный недостаток — это его токсичность для человека. Поэтому важно делать схему отопления полностью герметичной и следить за этим постоянно.
Важно! Для оптимальных, безопасных условий эксплуатации котла с водяным контуром, заполненным антифризом важно правильно выбрать теплоноситель по его составу. Готовый тосол не рекомендуется разбавлять простой водой перед заполнением системы. В таком случае изменяется температура замерзания жидкости. Разбавлять можно только специальные концентраты, но строго по инструкции. Концентрированный антифриз на 95% состоит из пропиленглюколя.
№3. Отопление на твердом топливе
Топить углем, дровами, торфом, паллетами выгодно – топливо стоит дешево, а теплоотдача у него хоть и ниже, чем у газа, но все равно достаточно высокая. Для сжигания твердого топлива используются буржуйки, печи и котлы.
Общий минус всех твердотопливных печей – необходимость оборудовать место для топлива. Также важно обеспечить постоянный контроль над количеством топлива в топке. Сюда добавляются заботы по поддержанию дымохода и топки в чистоте, зато само тепло выходит очень дешевым. Твердотопливные котлы и кирпичные печи ставят только на прочное негорючее основание.
Буржуйка для отопления гаража
Буржуйки – самые примитивные печки, которые начали активно использоваться в начале прошлого столетия. Потом их популярность резко снизилась в связи с распространением централизованного отопления. Однако буржуйки все еще используются, ведь это практически самый дешевый способ отопления гаража.
Печь буржуйка выполняется из металла. Большую часть занимает камера, куда забрасывается топливо. Помещение прогревается за счет контакта стенок печки с окружающим воздухом. Далеко не самую последнюю роль играет труба, которая также аккумулирует тепло. Чтобы разогретые продукты сгорания сразу же не вылетали на улицу, используется труба четко определенного диаметра, за счет чего теплые газы делают несколько оборотов в вертикальной плоскости. Это позволяет по максимуму использовать теплоту сгорания топлива (КПД достигает 60-80%) и эффективно засасывать воздух, необходимый для того, чтобы топливо сгорало полностью. Диаметр трубы в мм должен быть в 2,7 раза больше, чем объем печки в л.
Важно, чтобы дымоход имел сложную форму: сначала идет вертикальная утепленная часть, затем горизонтальная или наклонная, т.н. боров, который и обеспечивает до четверти получаемого тепла, ведь тут догорают дымовые газы. Буржуйки продаются готовыми: есть как самые простые и примитивные варианты, так и замороченные дизайнерские. При наличии навыков буржуйку можно собрать самостоятельно из бочки или листового металла.
Преимущества:
- буржуйку можно топить любым твердым топливом, но обычно используют дрова;
- невысокая цена и дешевизна в плане эксплуатации;
- относительно высокий КПД;
- позволяет быстро прогреть помещение и просушить в нем воздух;
- есть модели, которые можно использовать и в качестве плиты. Пригодятся тем, кто проводит в гараже даже слишком много времени.
Минусы:
- необходимость постоянного контроля над работой;
- высокая пожарная опасность;
- подходит только для небольших помещений;
- воздух быстро остывает;
- от специфического запаха будет не избавиться;
- необходимость регулярной чистки дымохода.
Твердотопливный котел
Это более дорогое, но, в то же время, более безопасное и эффективное решение. Принцип работы прост: в топке сжигается топливо, прогревается емкость с теплоносителем, который поставляется по трубам и радиаторам. Топливо приходится подбрасывать регулярно (примерно каждые 5 часов), поэтому сегодня все чаще используют усовершенствованные виды котлов:
- пиролизный котел располагает двумя камерами сгорания, в первой дрова тлеют при высокой температуре за счет того, что количество воздуха недостаточное. Продукт сгорания – пиролизный газ, который сжигается во второй камере, выделяя гораздо больше теплоты, чем просто древесина. КПД котла повышается до 90%, а одной порции дров хватает на 10-13 часов;
- пеллетные котлы топятся на гранулах, получаемых из древесных отходов. Они помещаются в бункер, откуда дозами подаются в топку. КПД котла достигает 95%, загружать топливо можно раз в несколько суток.
Корпус твердотопливных котлов делают из чугуна или стали. Пиролизные и пеллетные котлы, конечно же, очень удобные, но стоят они дорого. Если средства позволяют, подобное приобретение можно себе позволить – в скором времени оно окупится.
Кирпичная печь
Сооружать в гараже кирпичную печь – занятие долгое, дорогое и кропотливое. Топливом для такой печи служат, как правило, дрова, но может быть использован и уголь. Принцип получения тепла все тот же. Топливо сгорает, прогревает стенки печки, а те нагревают воздух. Хороший вариант для небольших помещений. Кирпич прогревается дольше, чем металл, но и остывает медленнее.
Печь Булерьян
Часто печь Булерьян путают с буржуйкой и обычной дровяной печью. Она, действительно, вобрала в себя немного от того и другого. В основе принципа работы – конвекция. Конструкция предполагает наличие труб у основания печи и в верхней части. Холодный воздух поступает через нижнюю часть печи, получает тепло от камеры, где сжигается топливо, и выходит уже нагретым через верхнюю часть. Трубы на 2/3 впаяны в корпус печи, чтобы теплоотдача была максимальной. Особая конструкция топки и дымохода позволяет брать максимум теплоты от сгорания топлива. Весомую роль тут играет наличие камеры для пиролизного догорания топлива. Продукты горения удаляются через дымоход.
Преимущества:
- быстрый прогрев помещения за счет конвекции и отдачи тепла от поверхности печи;
- компактность;
- нет необходимости часто подкладывать дрова;
- более высокая безопасность в сравнении с буржуйкой.
Минусы:
- стоимость;
- сложность обустройства дымохода;
- необходимость частой очистки от сажи.
Выбор способа отопления в зависимости от топлива
Делая отопление в гараже своими руками, видео разработки системы представлено ниже, необходимо первоначально определиться с типом топлива.
Оригинальные способы отопления гаража – видео
В частности, для этих целей подойдет:
- твердое (дрова, щепа, опилки, пеллеты, уголь и т.д.);
- жидкое (мазут и дизель);
- газ (идеальный вариант);
- электричество (дорогой вариант).
Каждый из видов топлива имеет свои особенности и для него нужно соответствующее оборудование. Ниже рассмотрим подробнее, как же создать ту или иную систему обогрева.
Твердое топливо
Если вы хотите создать отопление гаража своими руками дешево и быстро, то в таком случае достаточно просто установить в помещении небольшую печь типа буржуйки, вывести дымоход и периодически протапливать:
- дровами;
- или углем.
Устанавливать печь необходимо как можно дальше от любых горючих материалов и деревянных перекрытий. В идеале, лучше всего для этого подойдет полностью свободный от каких-либо вещей и предметов угол.
К тому же, буржуйку вовсе необязательно покупать. Сделать печь для отопления гаража своими руками не сложно. Вам понадобится лист металла или старая, ненужная металлическая бочка. Толщина металла должна быть не менее пяти миллиметров. Из листового материала получится кубическая печь, а из бочки, соответственно, закругленная.
Также необходимы:
- уголок;
- трубы;
- инструменты.
Выход для дымохода лучше всего создавать на верхней части печки, а размер трубы должен составлять не менее 12 сантиметров в диаметре. В самом низу толщина металла трубы должны быть не менее трех миллиметров, иначе под воздействием высокой температуры металл быстро прогорит.
В нижней части, под топкой, располагается место для сброса золы — установите там металлическую решетку. Размер отверстия между прорезями зависит от вида топлива, которое планируется использовать:
- если это уголь или небольшие щепки, то достаточно и 1-го сантиметра;
- если это крупные поленья – то не меньше 4-х сантиметров.
Чтобы упростить очистку от золы, под решеткой поставьте ящик, который будет выниматься. Естественно, его также следует делать из прочной стали.
Совет! Чтобы повысить коэффициент полезного действия вашей буржуйки, на боковые панели приварите пластины из металла, толщина которого не меньше 0,5 сантиметра. Это поможет существенно увеличить нагревающуюся площадь плиты.
Более подробно узнать о том, как сделать буржуйку для гаража всего за 1 день вы сможете в статье «Буржуйка своими руками чертежи самая эффективная».
Водяная система
Буржуйка – это просто, выгодно. Но есть недостаток – после того, как дрова или уголь перегорят, температура начнет быстро падать.
На фото изображена схема отопления гаража
Улучшить КПД такой плиты можно посредством создания водяной системы обогрева. Схема водяного отопления гаража, сделанного своими руками, предполагает:
- установку отопительных узлов по всему помещению;
- разводку труб;
- монтаж вверху особого расширительного бака.
Для наполнения труб рекомендуется применять антифриз, что предотвратит вероятное размораживание, если долгое время в холодное время не пользоваться гаражом.
Данный вид систем бывает двух типов:
- однотрубной – когда наполнитель проходит через все узлы;
- двухтрубной – когда имеется подача нагретого наполнителя и обратный ход уже охлажденного.
Первый способ менее затратный, однако, трубы будут прогреваться неравномерно. Впрочем, если в доме это было бы заметно, то для гаража вполне сносно.
Необходимо обеспечить монтаж нагревательного узла ниже трубопровода – это гарантирует нормальный ток воды/антифриза. Наполнитель будет течь под воздействием высокой температуры.
Если же установить узел нагрева ниже всей системы не удается, то придется дополнительно монтировать насос. Чтобы избежать вероятных рисков, возникающих при расширении воды/антифриза, в наиболее высокой точке трубопровода необходимо предусмотреть расширительный бак. При этом система становится энергозависимой.
Если в гараже периодически отключают свет, имеет смысл приобрести насос циркуляционный 12 вольт с аккумуляторной батареей. О характеристиках и способах монтажа вы узнаете в статье «Где используется насос циркуляционный 12 вольт».
Двухтрубная система рекомендована к установке в помещениях большой площади. Кстати, в эту же категорию следует отнести и так называемый «теплый пол». Смонтировать его не сложно, но придется выполнить полный ремонт гаража, ведь змеевики укладываются на пол и сверху заливаются бетонным раствором, что гарантирует их защиту от механических повреждений.
Двухтрубная система имеет существенный недостаток, который заключается в том, что она может подвергнуться размерзанию, если пользоваться отоплением нерегулярно и качестве наполнителя используется обычная вода.
Чтобы избежать размерзания, заливайте антифриз. Автомобильный не подойдет! Имеются особые растворы, которые наполнены глицерином и другими химическими веществами, гарантирующие долговечность работы трубопровода. При использовании таких растворов категорически запрещено изолировать соединения змеевиков паклей – всего за несколько дней она расползется и трубы будут течь. Замазывать стыки нужно специальными герметиками.
Печь на отработке
Если нет желания делать буржуйку своими руками или заниматься прокладкой труб, можете сделать печь на отработке (отработанном масле), которая позволит за считанные минуты обогреть помещение, при этом не потребуется приобретение дорогого топлива.
Такую печь лучше всего делать из использованного газового баллона, который необходимо прочистить и промыть от остатков газа.
1. Вырезаете на баллоне 2 отверстия 200 и 400 мм с расстоянием в 50 мм. Это будет топочная камера и зольник, что позволяет использовать даже любое твердое топливо.
Дальше разделяете теплообменник с камерой, для чего из листа вырезаете круг и делаете в нем отверстие 100-150 мм под горелку.
В качестве горелки используется труба с большим количеством отверстий.
Привариваете ее к кругу и вставляете всю конструкцию в баллон.
Чащу для испарения лучше всего сделать из тормозного диска, хотя подойдет любой огнеупорный материал.
На видео можно посмотреть, как работает такая печь
Газовые котлы
С газовыми – все несколько проще. Конечно, их также нужно контролировать, но не так строго. Существенным недостатком является тот факт, что необходимо проведение к гаражу газопровода. Но и тут можно найти выход.
Например, устанавливать котлы, которые работают на сжиженном газе, то есть, поставляемом в баллонах – для полноценного обогрева гаража площадью примерно в 30 квадратных метров будет достаточно всего лишь 1-го баллона в месяц.
Такие котлы бывают различной конструкции:
- монтируемые на стену;
- устанавливаемые непосредственно на пол;
- с открытой или закрытой камерой.
Но все они обладают одинаковыми преимуществами:
- оборудованы специальной системой безопасности, автоматически перекрывающей подачу газа в случае превышения критической нормы температуры или при перекрытии тяги;
- компактность;
- долговечность;
- возможность установки термостата, что позволит постоянно поддерживать необходимую температуру.
Единственным существенным недостатком котлов, к которым подключаются газовые баллоны, является требования обязательной его установки строго за пределами гаража. Внутри хранить категорически запрещено! Для максимальной безопасности под баллон выкапывается небольшая яма за пределами помещения, где он должен храниться.
Электрический обогрев
Еще один вариант – конвектор, работающий полностью в автономном режиме. Он без проблем гарантирует установленный уровень температуры.
Преимущество – быстрый нагрев воздуха – тут же оборачивается недостатком – такое же быстрое снижение температуры после выключения.
Поэтому, выбирая вариант электрического отопления, лучше ориентируйтесь на соответствующий котел. Сегодня существуют модели, способные обогревать от 30 до 600 квадратных метров.
Основные преимущества такого оборудования заключается в следующем:
- высокий уровень надежности;
- небольшие размеры;
- не требуется обустройства дымохода и т.д.
Также оно полностью автоматизировано, что исключает перегрев. А некоторые модели и программируемые – при недлительном отключении электричества при его появлении оборудование самостоятельно запускается и работает на установленных ранее параметрах. Кроме того, это наиболее безопасный метод, поскольку вообще не требует контроля.
№4. Электрическое отопление гаража
Электрическое отопление организовать проще всего, но за подобное удобство приходится дорого заплатить.
Преимущества:
- простота и высокая скорость обустройства. Достаточно купить обогреватель и включить его в розетку;
- большой выбор отопительных приборов;
- отсутствие продуктов сгорания, поэтому дымоход не нужен;
- высокий уровень безопасности;
- высокая скорость нагрева;
- простота регулировки температуры.
Есть и минусы:
- длительный обогрев электричеством станет в копеечку;
- не подходит для регионов с перебоями в подаче электричества;
- быстрое остывание помещения после выключения обогрева;
- невысокая долговечность оборудования.
Чаще всего для отопления гаража используют следующие электрические нагреватели:
- тепловые пушки – это более мощный аналог бытового тепловентилятора. Холодный воздух проходит через ТЭН, разогревается и с помощью вентилятора выдувается в помещение. Поставить тепловую пушку можно куда угодно, она мобильная и позволяет регулировать степень нагрева. Есть очень мощные модели, которые надо подключать к сети 380 В. Пушка способна поднимать в воздух пыль, особенно это ощутимо в маленьких гаражах, поэтому в помещении придется поддерживать чистоту;
- тепловентилятор уступает в плане мощности тепловой пушке, стоит дешевле всего, сушит воздух. Для них, как и для пушек, характерна достаточно высокая шумность. Керамические тепловентиляторы более долговечные, экономные и комфортные в плане эксплуатации, чем спиральные аналоги;
- конвектор – это нагревательный элемент в корпусе с отверстиями. Помещение прогревается за счет теплоотдачи корпуса и выхода теплого воздуха через отверстия. Многие модели оснащаются колесиками для более простого перемещения. Конвектор нагревает помещение медленнее, чем тепловая пушка, но после отключения корпус остывает долго. Еще один минус – более высокая цена;
- масляный обогреватель устроен сложнее конвектора. Тут ТЭН сначала нагревает масло, потом масло нагревает корпус, а корпус уже греет воздух. Помещение нагревается долго, поэтому для гаража это не лучший вариант;
- ИК-обогреватели греют поверхности и предметы, которые потом греют воздух. Человеку становится тепло сразу. По такому же принципу планету греет солнце. Такие приборы потребляют минимум электроэнергии, но при работе значительно нагреваются – будьте осторожны, если гараж маленький. Лучше не направлять лучи на машину;
- инверторные сплит-системы – достаточно экономный способ получения тепла, но само оборудование стоит очень дорого. Система может работать при температуре не ниже -200С.
Электрические обогреватели подходят для временного отопления гаража: наметили сделать какую-то работу, включили обогреватель, все сделали и выключили. По кошельку не ударит, и заморачиваться с растопкой и дымоходом не придется. Если гараж – это мастерская, где вы проводите время регулярно, то такой способ отопления не для вас.
Варианты отопления гаража
По типу нагревательного элемента отопительные системы подразделяются на такие разновидности:
- газовые,
- электрические,
- твердотопливные,
- жидкотопливные.
Практически все автовладельцы выбирают отопления гаража в виде самого экономичного способа нагрева помещения. Поэтому рассмотрим все варианты именно с позиции экономии энергоносителей.
Есть несколько способов обогреть помещение гаража, лучший выбирают исходя из возможностей Источник liveinternet.ru
Газовый тип отопления
Под этим термином подразумевается не газовая труба с метаном внутри. В гаражах используют баллонный сжиженный газ. При этом сами баллоны по требованиям пожарной безопасности надо хранить за пределами гаражного помещения. А соединение с нагревательным оборудованием производится или стальной трубой, или металлизированным газовым шлангом.
Что касается экономии, то среди всех предлагаемых вариантов этот один из экономичных. Но тут есть один серьезный нюанс. Если гараж на одну машину, то использовать сложную систему обогрева газом не стоит. Даже одна буржуйка, работающая на дровах, окажется экономичнее. Потому что такие гаражи топятся редко, а отопления газом – это немалые первоначальные вложения денег.
Можно приобрести инфракрасную печку, работающую от газа. Для небольших гаражей это оптимальный вариант: недорогой, экономичный и мобильный. Если правильно подобрать мощность нагревательного агрегата, то с теплообеспечением зимой проблем не будет. Поэтому среди вариантов газового отопления этот наилучший.
Инфракрасная газовая печь Источник liveinternet.ru
Смотрите также: Контакты компаний, которые занимаются утеплением домов.
Электрическое
Электричество нельзя назвать экономичным топливом. Но для обогрева гаража зимой этот вариант один из оптимальных. Во-первых, нет надобности проводить сложный монтаж коммуникационных сетей. Требуется только розетка. Во-вторых, электричество – самый доступный вид энергоносителя.
Единственная задача владельца гаража – найти прибор, который бы экономично потреблял электрический ток.
- Инфракрасные обогреватели. Их плюс – экономичное потребление энергоносителя при высокой отдаче тепловой энергии. Минус – из всех нагревательных приборов электрического типа они самые дорогие.
- Радиаторы конвекторного типа. Недорогое оборудование, но потребляют энергии больше, чем ИК-нагреватели.
- Тепловые пушки. Эффективность обогрева – стопроцентная. С ними комфортно, быстро прогревают гаражи, даже металлические. Но потребляют ток в несколько раз больше, чем конвекторные радиаторы.
Обратите внимание! В конструкции тепловых пушек присутствует вентилятор, обдувающий нагревательные спирали. Он будет поднимать пыль с пола. А это снижение санитарных норм и негативное влияние на здоровье человека.
Тепловая пушка Источник housechief.ru
Твердотопливное
Дрова, опилки, уголь, торф – все эти виды топлива хорошо выделяют тепловую энергии. Плюс, многие из них – доступный энергоноситель. Поэтому многие владельцы гаражей не заморачиваются. Главная задача – отопить помещение на несколько часов.
Но надо обозначить одну позицию. Твердое топливо горит хорошо, быстро сгорая, поэтому у него и расход большой. А это снижение уровня экономичности. Поэтому сегодня буржуйки и другие котлы данного типа практически не используются. На рынке уже несколько лет главенствуют так называемые котлы длительного горения, в принципе работы которых заложен процесс пиролиза. Это когда топливо сгорает медленно с минимальным доступом кислорода. Основную тепловую энергию отдают топливные газы, сгораемые в другом отсеке.
Именно пиролизные котлы среди твердотопливных являются самыми экономичными.
Пиролизный котел Источник tisam.ru
№5. Отопление на жидком топливе
Топливом может стать отработанное масло и дизель. Если необходимо обогреть автомастерскую, где всегда в наличии отработанное масло, то это очень даже хороший вариант. Обогреватель на отработке можно сделать своими руками. В его основе две камеры: в одной сгорает топливо, в другой догорает газ. Для изготовления можно использовать газовые баллоны, баки и трубы. В итоге образуется большое количество энергии.
Главный плюс печи на отработанном масле – минимальная стоимость топлива, а порой его полная бесплатность. Минус – образование большого количества нагара и копоти, поэтому оборудование нуждается в регулярной чистке. Кроме того, разжигать такую печь достаточно сложно, с первого раза не всегда получается, а если вы пришли в холодный гараж и действуете озябшими руками, то задача усложняется. Существуют также требования к установке дымохода – он должен быть не менее 4 м в длину, иметь уклон.
Если существующих навыков недостаточно, чтоб собрать печь, придется ее покупать, стоит она примерно, как газовый котел. Некоторые модели достаточно чувствительны к запасу топлива. Кроме того, чтобы обеспечить бесперебойность работы оборудования, необходимо иметь запас топлива. Средний расход отработки – 1 л/час.
Сравнение источников отопления между собой
Если постройка находится на расстоянии не более 20 м от дома, проблема решается автоматически – обустраивают общую с домом систему. Для гаражей, расположенных дальше, необходимы автономные системы, и в качестве источников тепла могут быть использованы: газ, электричество, твердое топливо и отработанное машинное масло.
В больших гаражах установка обогревателей не решит проблему обогрева, имеет смысл установить котел и оборудовать водяную систему отопления
Газ – дешево и эффективно
Наиболее экономное отопление гаража – конечно, с помощью газа, но требуется подключение к центральной магистрали, оформление документов, разрешение компетентных органов. Несмотря на многочисленные советы по самостоятельному монтажу газовых систем, имеющиеся в сети, рекомендовать установку газовых систем своими руками не будем. Заниматься газовыми системами должны только специалисты. Кроме того, устанавливать оборудование можно, только если помещение соответствует всем санитарным нормам: есть вентиляционные каналы, высота потолка не ниже 2 м.
Более доступный и простой способ отопления – использование сжиженного газа. В качестве приборов для обогрева устанавливают конвекторы, керамические печи, газовые панели, тепловые пушки, инфракрасные обогреватели.
Главные преимущества газового отопления:
- экономичность;
- высокий КПД;
- высокая степень автоматизации систем;
- бесперебойное отопление в течение круглых суток.
Недостатки:
- любое, даже самое надежное, газовое оборудование потенциально взрывоопасно, поэтому нарушение правил техники безопасности при проектировании, установке и эксплуатации может привести к серьезному ущербу;
- подведение магистрального газа не всегда возможно, связано с хлопотами и затратами.
Не игнорируйте опасность и не нарушайте нормы и правила, регулирующие установку и подключение газового оборудования!
Если есть возможность подключения к газовой магистрали, наиболее дешевым вариантом отопления будет установка водяного отопления, подключенного к газовому котлу
Электрическое отопление
Вариант установки электрического отопительного котла для большинства отпадает сразу, потому что более дорогостоящего обогрева не придумать. Зато переносной электрообогреватель для гаража – выбор многих автомобилистов. Он прекрасно решает проблему поддержания нужной температуры, всегда можно выбрать модель нужной мощности, но есть и неприятные нюансы. Назвать электрооборудование надежным сложно. Кроме того, невозможно гарантировать бесперебойную подачу электричества, да и доступ к нему не всегда есть. В качестве приборов отопления используют масляные, инфракрасные обогреватели, тепловые пушки, тепловентиляторы.
Обратите внимание, если вы планируете установить электрическое оборудование для обогрева, вам нужно позаботиться об отсутствии в помещении горючих, смазочных, лакокрасочных составов и легковоспламеняющихся материалов.
Если установка отопительной системы с электрическим котлом – это нецелесообразно из-за высоких расходов, то переносной обогреватель вполне может стать достойной альтернативой. Расходы на оплату электроэнергии высоки в любом случае, но мобильный обогреватель обойдется дешевле, к тому же он не требует монтажа
Отопление твердым топливом
Твердое топливо позволяет создать полностью автономную систему отопления, не зависящую ни от наличия электросети, ни от газовой магистрали. Можно поставить в гараже печку или оборудовать отопление с твердотопливным котлом. В качестве источника тепла используют дрова, уголь, опилки. Это экономично, обеспечивает тепловой комфорт, при желании и наличии необходимых навыков печку можно сделать своими руками. Недостаток: нежелательно в помещении хранить горючие и легковоспламеняющиеся материалы. Работу отопительного прибора необходимо постоянно контролировать. Печь или котел нужно периодически чистить.
При наличии материалов, времени и желании владелец гаража может смастерить самодельную печку-буржуйку и сэкономить на обустройстве отопления
Отработка – альтернативное топливо
Для экономного хозяина печка, работающая на отработанном машинном масле, просто подарок судьбы, ведь использование вторсырья позволяет снизить расходы на отопление до минимума. Примерный расход топлива – 1 л в час. Масло перед использованием необходимо очищать в специальных теплоустановках. Такую установку можно собрать самостоятельно. Единственный серьезный недостаток печки на отработке – она может выйти из строя, поскольку топливо низкого качества, невозможно добиться однородности его состава.
Устройство печи, работающей на вторсырье, несложное. При желании и печь, и систему очистки масла можно сделать своими руками
№6. Воздушная система отопления
Воздушное отопление используется достаточно редко. Для его организации необходимо обеспечить систему воздуховодов с дефлекторами, куда попадает горячий воздух от тепловой пушки или тепловентилятора.
Подобный вариант отопления позволяет быстро просушить весь воздух в гараже и уберечь тем самым автомобиль от губительного воздействия повышенной влажности. Ввиду сложности организации система используется редко.
В заключение отметим, что, стараясь сэкономить на отоплении, всегда задумывайтесь о технике безопасности.
Метки:Гараж, Котёл отопления
Выбираем методику подключения
В гараже своими руками удастся реализовать несколько схем подключения отопления:
- Одна труба;
- Две трубы;
- Комбинация.
Для небольшого помещения хорошо подойдет и однотрубная схема, это позволит сэкономить время, силы и материалы без ущерба для эффективности работы. Тем не менее, в помещениях большого объема лучше использовать две трубы.
Если говорить о типе теплоносителя, то обычную воду использовать не стоит – слишком велик риск замерзания, а лед просто разорвет трубы изнутри, восстановление системы потребует огромных финансовых вложений. Оптимальный вариант – специализированный антифриз, не представляющий опасности для труб, имеющий крайне низкую температуру кристаллизации.