Что такое изразцовая печь и подойдет ли она для отопления дачи?

Немецкие изразцовые печи

Германия — страна талантливых ремесленников, поэтому неудивительно, что самые интересные старинные печи были сделаны именно немецкими мастерами.


Изразцовая печь в замке Гейдельберг

XVI век — период расцвета европейского Возрождения. Мир «темного» средневековья был сломан. Люди воспряли духом, приобрели достаток и новую уверенность в себе. Это период эйфории человеческого духа, давший много для развития европейской цивилизации во всех направлениях человеческой деятельности.

Выдающимся и самым известным керамистом эпохи Возрождения в Германии стал Ганс Краут.


Рокальная фаянсовая печь завода Штоккельсдорф в Любеке

Иоганн Варфоломей Краут (1532-1596), называемый чаще Ганс Краут, — гончар из Южной Германии, известный также и за ее пределами. Создатель многочисленных керамических изделий при австрийском дворе. Самая известная его работа из сохранившихся — изразцовая рельефная печь 1577 года, хранящаяся в музее Виктории и Альберта.


Изразцовая печь в замке Гейдельберг

Ганс Краут по праву считается одним из наиболее значимых керамистов Южной Германии, ибо он был одним из первых, кто перенес итальянскую майолику через Альпы. Он создавал множество новых для Германии изделий в стиле Итальянского Возрождения, используя рисунки Гольбейна и Рафаэля, хотя основной его интерес был в скульптуре.


Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене

Краут внес немалый вклад в декоративно-прикладное искусство Германии, используя скульптуру и барельеф в своей керамике. Мастерство его было настолько велико, что при дворе эрц-герцога Фердинанда Второго его обвинили в колдовстве, и в итоге он даже был похоронен за пределами христианского кладбища. Двое из его сыновей стали последователями своего выдающегося отца, и фамилия Краут была известна среди гончаров до XVIII века.


Музей печей и керамики в Фелтене

Немецкие ремесленники всегда были восприимчивы к новым веяниям в технологиях и педантичны в их реализации. Германцы настолько преуспели в производстве печей, что на протяжении столетий формы для производства керамики приобретались у них многими европейскими производителями печных изразцов и кафеля. Наверное, поэтому самое большое собрание различных изразцовых печей можно найти именно в Германии, где прикладное искусство идет в ногу с архитектурой, повторяя все основные направления в искусстве: из готики через ренессанс к барокко, бидермейеру и модерну.


Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене

Расцвет немецкого изразцового искусства приходится на XVII-XVIII век. К этому периоду относятся изразцовые печи в замке Хоэнашау в Баварии, в замке Гейдельберг в Баден-Вюртенберге и во многих других замках Германии.

Нельзя не упомянуть прекрасные рокальные печи, сделанные на фаянсовом заводе Штоккельсдорф в Любеке под руководством еще одного знаменитого немецкого керамиста Иоганна Бухенвальда.


Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене

Иоганн Георг Людвиг Бонифаций Бухенвальд (1723—1806) — художник и руководитель нескольких фаянсовых заводов в Шлезвиг-Гольштейне, является одним из самых значимых немецких мастеров-керамистов.

Под художественным руководством Иоганна Бухенвальда немецкий фаянс стал одним из лучших в Европе, в том числе с точки зрения своей историко-художественной ценности.


Буржуйка с изразцами в стиле арт-нуво в музее в Фелтене

Еще один производитель изразцовых печей в Германии — Мейсенская мануфактура, которая дала начало предприятию Карла и Эрнста Тайхертов, выпускавшему изразцовые камины и печи до середины XX века. Примечательна изразцовая стена производства мануфактуры Мейсена, существующая до сих пор в Дрездене.

Но наиболее объемная коллекция немецких керамических изразцовых печей собрана в музее печей в Фелтене. Такой большой экспозиции печей всех эпох и стилей, собранной в одном месте, наверное, нет больше нигде в мире.

Здесь представлены древние готические изразцовые печи, необыкновенные печи эпохи Ренессанса, чудесные миниатюрные барочные печи, причудливо-изогнутые печи в стиле рококо и, конечно, изумительные печи эпохи модерна.


Изразцовая печь в стиле ампир в музее печей и керамики в Фелтене

В рамках одной статьи совершенно невозможно описать все европейское изразцовое и печное искусство — этому можно посвятить целую книгу. Но мы надеемся, что нам удалось заинтересовать вас и, возможно, вы выберете время, чтобы посетить упомянутые нами места и особенно музей печей и керамики в Фелтене.

Адрес музея

:

Ofen- und Keramikmuseum Velten

Wilhelmstraβe, 32

16727 Velten

Telefon: 03304 / 3 17 60

Fax: 03304 / 50 58 87

  1. russian-mayolica.ru

Виды изразцов

В продаже изразцовая плитка представлена в широком ассортименте, разнообразие рисунков просто впечатляет. Изразцы имеют разное оформление румпы, на них может присутствовать художественная роспись. Такой уникальный декор для облицовки камина изготавливается либо без дополнительной обработки, либо имеет глазурованное покрытие.

В зависимости от сферы назначения материал выпускают для оформления стен, карнизов, цоколей, фасадов, углов зданий. Изразцовый декор производят либо по авторскому проекту, либо по стандартной технологии. Отличия имеются и по стилю росписи, и по стоимости.

Совет! Выбирать изразцы рекомендуется в соответствии с общим стилем помещения, чтобы все смотрелось гармонично.

Существует несколько вариантов росписи уникального декора — изразца:

  1. Ярославская. Такие орнаменты больше подходят для помещений, где необходимо добавить яркие, оригинальные элементы. На изразцах большой цветок с растительным орнаментом по краям. Из красок здесь применяют: белую, красную, зеленую. На поверхности керамики есть тонкий рельеф, который делает более выраженными контуры рисунка.
  2. Гжельская. Мотивы на изразцах в этом стиле выполнены с использованием темно-синей и белой краски. На блоках в основном изображают декоративные цветы, листья. Этот изысканный вариант росписи, графичный, лучше всего смотрится на кухне, в ванной комнате, на каминах, печах.
  3. Калужская. Изразцы отличаются прямоугольной вытянутой формой, рисунок находится в рамке, окрашен он в насыщенный цвет. Яркие растения эффектно смотрятся на белом фоне. Также есть изделия, в которых присутствуют пейзажи, здания, быт крестьян. Роспись на изразцах характеризуется как простая, для ее исполнения были выбраны пастельные оттенки.
  4. Муравленая. Для изображений в стиле минимализма задействованы зеленые цвета, преимущественно салатовый и изумрудный. В отличие от рисунков с выраженным обрамлением другие элементы оформлены в светлых и темных тонах. На декоре также содержатся эпизоды из крестьянской жизни, растения.
  5. Восточная. На изразцах отмечают довольно живописные узоры, которые находятся на синем, коричневом либо зеленом фоне с глазурованным покрытием. Для растительного орнамента применяют золотистые и бежевые оттенки. Кроме цветов на плитке могут быть изображены животные, всадники. Мелкие вспомогательные элементы выполняют при помощи тонкой кисти. Всего количество рабочих оттенков составляет 2-3.
  6. Голландская. Этот вариант оформления блоков выделяется гладкой поверхностью, никаких рельефных вставок здесь не используется. Декор имеет сложную роспись на белом фоне. В работе задействован голубой цвет, бежевый, терракотовый. На изразцах красиво смотрятся пейзажи, сцены из сельской жизни.
  7. Итальянская. Облицовочный материал выполнен в простом формате, рисунки довольно понятные, нет сложности в их восприятии. Цветочные узоры оформлены при помощи оранжевого, зеленого, кирпичного и желтого цвета.

По конфигурации плитки могут иметь бортики для удобства монтажа, ячейки, наклонный срез. Выпускают блоки квадратной (100×100, 200×200, 220×220 мм), прямоугольной (205×130 мм), многоугольной и округлой формы. Размеры изразцов регламентированы ГОСТ 3742-47. Параметры толщины составляют 45-50 мм. Если изразцы изготавливают по авторскому проекту, то размеры могут изменяться.

Лицевая сторона керамики может иметь рельефную поверхность, либо гладкую. Для изготовления фактурных картин применяется однотонная роспись или многокомпонентная. По типу поверхности изразцовая плитка делится на матовые и глянцевые виды.

Особой популярностью пользуются изразцы со старенной поверхностью, имеющие отделку позолотой, гравировку.

Секреты кладки кафельных каминов и печей

В отличие от обычной печки, особенностью процесса кладки кафельной является установка в первую очередь самих изразцов, только потом — крепление к ним кирпичного корпуса.

Кафельные печи возводят в несколько этапов, одновременно облицовывая их изразцами. Поэтому такая кладка является достаточно сложной и трудоемкой, доверить ее можно только хорошим специалистам.

В отличие от других материалов, отделка кафелем выполняется параллельно с кладкой. Она достаточно сложна и трудоемка. Поэтому доверять такую работу надо только мастерам, владеющим всеми секретами этого старинного искусства.

Изразцы, которыми облицовывают печи и камины, являются нестандартными штучными изделиями. Поэтому первым этапом работ всегда является их сортировка по цвету и выбраковка плиток с дефектами глазури или трещинами. В идеале выбраковку необходимо сделать еще перед покупкой, но если есть уже приобретенный кафель, то более темными плитками выкладывают нижние ряды, а теми, на которых есть маленькие дефекты, малозаметные места.

Вторым этапом является подгонка по размеру изразцов путем их обработки болгаркой и шлифовки бортиков. Сначала обрабатывают первый образец, который в последующем используют как эталон, подгоняя под него остальные. При подгонке сначала аккуратно подрезают заднюю кромку, а потом — глазурованную переднюю, чтобы при укладке глазурь соседних изразцов не соприкасалась. Перед кладкой для лучшего сцепления с раствором их замачивают в воде.

Если печка кладется одновременно с монтажом изразцов, используют шамотно-глиняный раствор. Если же кафельными плитками облицовывается готовая печка, то лучше использовать специальный клей Profix.

Начинают возведение печей и каминов с укладки изразцов. Затем к их первому ряду прикрепляют кирпичи. Для того чтобы проверить размещение изразцов по вертикали и горизонтали, специалисты рекомендуют вначале уложить стенку из кафеля без раствора. После проверки ее можно разобрать и начинать укладку на раствор с углов. Порядок облицовки кафелем одновременно с кирпичной кладкой показан на фото: 1 — кладка из кирпичей; 2 — кафель; 3 — румпа; 4 — штыри; 5 — скобы; 6 — вязка рядов проволокой; 7 — петли крепления.

Румпу наполовину заполняют камнями, галькой или гранитом и глиняным раствором. Раствор наносят на уровне с бортами и прижимают к кафелю кирпич. Кафель скрепляют проволокой, когда кирпичная кладка дойдет до высоты его ряда. Проволоку проводят через загнутые части костылей крепления. Затем проволоку выводят в кладку. В вертикальных рядах плитки устанавливают вплотную и скрепляют с помощью стальных скоб. Чтобы при усадке кирпичной основы кафель оседал вместе с ней, толщина швов между горизонтальными рядами плиток должна быть не меньше 3 мм.

Преимущества и недостатки

Облицованная изразцами печь обладает рядом неоспоримых преимуществ, таких как:

  • Эстетическое удовольствие от внешнего вида. Подобные печки – это настоящие произведения искусства
  • Изразцовое покрытие обладает свойством аккумулировать тепло печки и медленно отдавать его в окружающее пространство. Обжечься о такую поверхность практически невозможно, а количество растопок печи заметно снижается
  • Поверхность печки просто убирать от пыли и грязи, достаточно легкой протирки
  • Изразцы, в отличие от кирпича, не подвержены впитыванию влаги из окружающего воздуха.

Минусов у подобных печей немного, но, все-таки, они присутствуют:

  • Большая трудоемкость и долгий срок инкрустации поверхностей изразцами. Весь процесс укладки и сушки занимает около четырех месяцев. С подобными работами справиться своими силами практически невозможно
  • Высокая стоимость расходного материала. Особенно, это касается изразцов ручной работы.

Австрийские изразцовые печи

Хоэнзальцбург — старинная крепость на вершине холма Фестунгсберг в городе Зальцбург, построенная в 1077 году архиепископом Гебхардом, — является одним из крупнейших средневековых замков Европы. С тех пор крепость неоднократно перестраивалась, поэтому сегодня от постройки Гебхарда остался только фундамент. Несмотря на мощные стены и внушительный вид замка, он всегда сдавался противнику без боя.

За всю историю замок только один раз подвергался осаде, да и то речь шла о вооруженном восстании крестьян в 1525 году, и в нем отсиживались испуганные феодалы. Сейчас в замке крупнейшее собрание экспонатов военной истории Австрии и одна из самых крупных коллекций военного оружия разных исторических эпох.


Керамическая печь в Инсбрукском музее ремесел

В крепости Хоэнзальцбург сохранились две старейшие в Европе изразцовые печи XVI века. Эти печи относятся к средневековому готическому искусству и облицованы керамическими изразцами, покрытыми свинцовыми глазурями. На изразцах сохранились прекрасные скульптурные изображения религиозных сцен («Изгнание Агари» из Ветхого Завета), двенадцати апостолов и царствующих персон.


Исторические изразцы, найденные при раскопках Нижнего замка

Еще один шедевр венской архитектуры — Дворец Кински в Вене. Он интересен не только тем, что является необыкновенно красивым строением в стиле барокко, но и тем, что это полноценно функционирующее здание. В нем проводятся аукционы произведений искусства, а также светские и дипломатические мероприятия. Например, именно там проводились переговоры ЕС о статусе Косово.


Нижний замок в Вильнюсе

Дворец был построен по заказу графа Вириха Филиппа фон Дауна и его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта. В 1784 году дворец был продан графу Францу Иосифу Кински — директору венской военной академии и автору множества трудов по военным наукам. Дворец часто называют Даун-Кински по именам его именитых владельцев. Дворец относится к стилю барокко, имеет в своих интерьерах многочисленные произведения искусства, а фасад и его декоративные элементы задавали стиль всей Вене вплоть до XIX века.


Исторические изразцы, найденные при раскопках Нижнего замка

Во дворце Кински сохранилась замечательная изразцовая печь 1740 года. Эта печь является типичным представителем венских печей XVIII века, имеет пейзажные и жанровые живописные панно, многочисленные рельефные фризы и, конечно, скульптурные «ноги» в виде львов.


Реконструированные изразцовые печи 16 века в Нижнем замке

Музей ремесел в Инсбруке. В 1888 году перед лицом наступающей индустриализации и на волне движения Arts & Crafts тирольские ремесленники решили открыть музей народного искусства и ремесел. К 1903 году музей был открыт в здании бывшего францисканского монастыря в Инсбруке. В коллекции музея были собраны прекрасные образцы прикладного искусства, принадлежавшие самым разным слоям общества. Здесь и вещи крестьянского быта, и культовые религиозные объекты, и изысканные предметы искусства из домов тирольских дворян и буржуазии.

Представляем вашему вниманию изящную керамическую печь из Инсбрукского музея прикладного искусства. Это кобальтовая изразцовая печь в стиле ренессанс с белыми фаянсовыми барельефами.

Отделка печи изразцами

Печь, облицованная изразцами, очень красива, гигиенична, проста в обслуживании. Кроме того, облицовочный слой дополнительно перекрывает швы и повышает теплоотдачу печи. Отделочные работы при облицовке изразцами всегда ведутся одновременно с кладкой рядов печи. Такая работа требует высокой квалификации и мастерства.

Прежде всего, необходимо отобрать изразцы. Отбор ведется по цвету, форме и размеру. К форме предъявляются требования отсутствия наплывов, внешних и внутренних трещин. Цветовая гамма сортируется по оттенкам. Принято более темный изразец пускать на облицовку нижних частей. Чем светлее оттенок цвета, тем выше располагается изразец. Сортировка по размеру должна отобрать стандартные изразцы.

Нестандартный размер подтесывается специальными приемами с использованием остро отточенной стальной полосы и стального стержня. Применение печного молотка или кирочки может расколоть изразец

Места обтесывания изразца осторожно шлифуются

При необходимости перепилить изразец, рекомендуется пользоваться тонкой стальной проволокой. Внешняя глазурь при этом размечается маркером и по линии разреза делается внешняя канавка 2-4 мм шириной. Пиление проводится вниз тыльной стороной, удерживая изразец двумя руками.

Техника облицовки изразцами

Рабочий ход при движении плитки на себя

После распиливания, изразец тщательно и осторожно шлифуется плавными круговыми движениями, его горизонтальные стороны слегка скашиваются. Обязательным правилом есть смачивание изразца перед кладкой

Крепление изразцов ведется с применением специальных прямоугольных скоб из упругой стальной полосы, шириной 15 мм и толщиной 2 мм. Требование жесткости скобы связано с надежностью крепления плиток.

Количество скоб из расчета по две на изразец. Кроме скоб понадобится стальная проволока диаметром 4-5 мм для изготовления штырей, по одному на изразец. Штырь имеет загнутый конец и вставляется в отверстия румпы. Общая длина проволоки находится по количеству изразцов и длине штыря на 30 мм большей высоты изразца. Длина отожженной проволоки для связывания рядов изразцов и организации петель примерно находится сложением произведения длины одного ряда кладки на удвоенное количество рядов с произведением удвоенного количества изразцов на 0,2 м. Все данные будут ориентировочными и уточняются в ходе работ.

Облицовка изразцами начинается с укладки без раствора отобранных для внешней стены кирпичей и ее последующей разборки с оставлением одного ряда. Выставляют угловые изразцы нижнего ряда, применяя уровень, отвес и угольник, правило. Каждый изразец намазывается раствором, под румпу укладывается толстый слой раствора. Пространство между этими плитками на сухую заполняется остальными изразцами ряда, выверяются и подгоняются их размеры. Плитки должны прилегать как можно плотнее. Если вертикальные швы практически отсутствуют, то облицовка изразцами предполагает наличие горизонтального шва 2-3 мм для усадки с кирпичной кладкой. Крепление изразцов между собой проводится скобами и проволочными скрутками, к стене кладки изразцы крепятся специальными проволочными закладными петлями.

Строим и ремонтируем сами

Как выбрать бензопилу Выбор пилы не быстрое решение. Если вы хотите использовать бензопилу в саду или на загородном участке, то вам подойдёт бытовая пила. Как правило, бытовую пилу используют от случая к…

Отделка фасада деревянного дома Безусловно, сам по себе деревянный дом имеет эстетичный вид. Как будто сливается с природой натуральный цвет и материал, который он имеет. Именно благодаря этому создаются ощущения…

Полимерные наливные полы С каждым днем декоративные полимерные полы становятся все популярнее в жилом строительстве. В свое время они были разработаны для покрытия больших площадей в производственных и…

Установка дверей самостоятельно В этой статье, хотелось бы рассказать о том, как собрать дверную коробку, и установить её. Если вы собрались менять двери, и не знаете с чего начать, то мы вам в этом поможем. Главным…

Утепление дома своими руками Строительные нормы нынешнего времени предписывают обязательную теплоизоляцию стен зданий. Существует множество видов теплоизоляции фасада, но наиболее предпочтительным…

Изразцы собственного изготовления

Камин, облицовка которого будет выполнена своими руками – это достаточно сложный и кропотливый процесс, который состоит из определённых этапов и последовательности следующих действий:

  1. Глина разделяется на мелкие кусочки и просушивается под солнцем, после чего путём протирания через сито она преобразуется в порошкообразную консистенцию, а весь мусор полностью устраняется. Далее из порошка формируется вторая глина, для этого она разводится с водой и снова очищается от мусора, подвергается просыханию на солнце. На втором этапе глина постоянно замешивается руками и после того как она преобразуется в массу подобную густому тесту, необходимо действовать дальше;
  2. Теперь приступаем к созданию заготовки, для этого формируем из глины необходимый узор и форму, используя нож и стеки, наносим на поверхность изделия задуманные рисунки и узоры. Теперь размещаем заготовленный элемент в опалубке и производим её залитие гипсовым раствором, после того как с этого момента прошло 10-20 минут, вынимаем и отделяем её от гипса;
  3. В гипсовую сформированную форму закладывают раствор, после чего в нём просверливают отверстия, которые позволят произвести фиксацию каждого элемента на поверхности каминного портала;
  4. Глиняный изразец необходимо достать из формы ещё до полного высыхания и выполнить её полировку с помощью камешка, после чего её необходимо полностью застыть, на это может понадобиться ещё 1-3 дня. Теперь приступаем к обжигу, для этого закладывает изразцы в специальную печь на 2-4 часа, с температурой в 800-900 градусов без перепадов. Теперь необходимо оставить плитку в печке, которая остывает на одни сутки для достижения лучшего результата.


На последнем этапе на поверхность плитки наносится глазурь и роспись, узор с помощью специальных масляных красок, в основе глазури должны лежать такие компоненты как: крахмальный клейстер и измельчённое стекло. После того как на плитку нанесена глазурь и роспись, для их фиксации, изразцы подвергаются повторному обжигу в печке.

Важно отметить что изразцы, несмотря на сложность своего изготовления своими руками высокую стоимость на готовые вариации, являются универсальными и подходят даже для выполнения отделки круглых и многогранных печей-каминов.

В данном видео подробно рассказывается о том, как выполнить облицовку твердотопливной кирпичной печи камина своими руками в доме изразцами или плиткой:

Литовские изразцовые печи


Главное здание дворца Вилейшиса
Один из замечательных объектов культурно-исторического наследия Литвы — это Вильнюсский Нижний замок, в котором сейчас расположен Музей правителей Великого княжества литовского. Восстановление замка — наверное, один из самых масштабных проектов по возрождению литовской государственности и воскрешению из небытия множества прекрасных образцов средневекового искусства. Экспозиция представлена в хронологическом порядке, и в ней освещены три основных периода в искусстве: готика, ренессанс, раннее барокко.


Круглая керамическая печь во дворце Вилейшиса

При восстановительных и археологических работах были найдены мозаики, керамические и каменные архитектурные элементы и множество старинных печных изразцов, относящихся к периодам правления Сигизмунда Старого (1506—1548) и Сигизмунда Августа (1548—1572). Всего при раскопках было найдено более 300 тысяч артефактов. Экспозиция музея освещает периоды с XIII по XVII век, вплоть до вхождения Великого княжества Литовского в Речь Посполитую и утраты ею государственности.


Зеленый камин в стиле модерн в спальне

Печные изразцы составляют самую большую группу архитектурной керамики Нижнего замка. Было найдено более двадцати различных видов изразцов с княжескими гербами и аллегорическими изображениями мифологических и библейских персонажей.

Наибольшее число изразцов, найденных на территории Нижнего замка, относятся к эпохе Возрождения. Это изразцы с многоцветной глазурью и сюжетами гравюр известных немецких художников 16 века: Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера, Ганса Себастьяна Бехама. В наши дни в Нижнем замке была произведена реконструкция печей XVI века.


Изразцовая печь завода Abo kakelfabriks aktiebolag (AKF)

Не менее выдающимся образцом искусства начала XX века является архитектурный ансамбль в Вильнюсе — дворец Вилейшиса, построенный в 1906 году по заказу Петраса Вилейшиса архитектором Августом Кляйном.


Замок Хоэнашоу

Петрас Вилейшис (1851—1926) — литовский политический деятель, инженер и меценат, просветитель и подвижник возрождения литовской письменности и национальной литовской культуры.


Рельефный изразец Ганса Краута

Первоначально архитектором было предложено два проекта дворца — в неоклассическом стиле и в необарокко. Вилейшис выбрал необарокко по причине соседства будущего замка с католическим костелом Святых Петра и Павла в стиле барокко, по праву считающимся жемчужиной этого стиля.

Дворец был построен Вилейшисом не только для проживания своей семьи, но и для проведения в нем различных культурных мероприятий. Уже с 1907 года во дворце регулярно проводились художественные выставки литовских художников.


Изразцовая печь Краута в музее Виктории и Альберта, 1577

После Второй мировой войны здание дворца было передано академии наук Литвы, и с 1947 года в нем разместился институт литовского языка и литературы.

Во дворце, имеющим интерьеры в классическом, неоклассическом и барочном стиле сохранилось тринадцать печей, выполненных в этих же стилях

Особое внимание обращает на себя зеленый камин, выполненный в стиле модного тогда арт-нуво


Готическая изразцовая печь в замке Хоэнашау

Изразцы для печей во дворце произведены финляндским — Abo kakelfabriks aktiebolag (AKF), чьи модели мы активно используем в своей работе и о котором писали в нашей статье о финских изразцовых печах начала XX века. Интересен тот факт, что в гостиной дворца Вилейшиса стоит точно такая же изразцовая печь в стиле барокко, как в реконструированной Усадьбе Всеволожских в Москве.

Русские печи — история и современность

Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве». О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».

Устройство русской печи предполагало не только очаг для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища: горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь».

И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи. XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.

Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте.

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль — растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь. Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Мечеслав Пилсудский, 1857 год

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись».

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении.

Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.

Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, из Санкт-Петербурга основана художниками-реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.

— мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы.

Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого.

Что такое изразцы

Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.

Румпа, что это такое и зачем она нужна?

Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.

Именно эта ключевая особенность делает керамические изразцы идеальным облицовочным материалом для домашней печи и камина.

Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.

Преимущества изразцов перед плиткой

прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия – изразец в 2 раза толще керамической плитки;

способность выдержать любую температуру;

устойчивость к перепадам температур;

аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна отдавать тепло в течение суток;

экологичность. Достигается за счет того, что в производстве используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет вредные для пользователей вещества;

простота в уходе;

экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;

исключение возможности получения ожога при контакте с поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи (наружных стен) не высокая;

низкий показатель влагопоглощения;

тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;

длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;

историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье в традиционном стиле.

Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.

Виды изразцовых элементов

По типу лицевой поверхности различают терракотовые и майоликовые изделия. В первом случае речь идет о неглазированных изразцах. Майоликовые элементы глазируют, приобретая особый блеск и цвет. Особо изысканно смотрятся печные устройства и каминные порталы, оформленные фарфоровыми изразцами или изделиями из фаянса.

По типу и формату укладки различают следующие виды:

  • Цокольные;
  • Фасонные;
  • Угловые;
  • Плоские;
  • Карнизные.

Обычно для отделки печи или камина требуется как минимум 2-3 разных типа отделочных материалов. Так угловые элементы позволяют фиксировать острые края камина. Фасонные изразцы подходят для отделки гладких полотен. Посредством карнизных элементов оформляются сложные декоративные элементы печи или каминного портала.

Облицовка печи изразцами пошаговая инструкция

Технология отделки изразцами, как и любой строительный процесс – последовательна, начинается с формирования первого ряда.

Первый ряд изразцов или так называемые «копыта» задают тон всему строительству. Их правильная укладка залог быстрого и качественного дальнейшего монтажа.

Установка первого ряда

подготовка изразца;

  1. подобранные и пронумерованные изразцы погружаются в воду. Это позволит избежать ситуации, когда глина изразца будет вытягивать влагу из раствора;
  2. после извлечения, румпа каждого изразца до половины наполняется глиной. Заполнение румпы повышает теплоотдачу печи;
  3. затем в глину набивается наполнитель. В качестве такового может выступать кирпич, гравий, галька;
  4. образовавшиеся пустоты заполняют глиной;

Примечание. Многие мастера используют готовую смесь для заполнения румпы. Состав смеси: глина, кварцевый песок и кирпич в пропорции (соотношении) 1:2:2.

кладка изразцов начинается с установки угловых элементов;

установка центральных изразцов. После того, как первый ряд выложен, необходимо стянуть изразцы между собой стальным штырем. Чтобы предотвратить сползание плитки, штырь рекомендуется загнуть сверху. Нижним краем он будет упираться в румпу;

плитки в вертикальных и горизонтальных рядах соединяются между собой с использованием стальных скоб.

мягкая проволока, закрепленная на штыре, позволит соединить ряд изразцов с рядом кирпича печи. Проволока привязывается к штырю. На ее конце формируется петля, которая заводится в кирпичную кладку. Для надежной связки на каждый штырь следует привязать по две проволоки-петли.

Примечание. Петли для связки с кладкой печи устанавливаются по ходу строительства печи. Установленные заранее, они будут мешать работе.

Порядок крепления изразца показан на фото.

После того, как уложен первый ряд нужно расчистить швы. В дальнейшем это поможет более аккуратно нанести затирку. А также очистить изразцовую поверхность от промывки.

Укладка последующих рядов изразцов

После того, как уложен первый ряд, аналогичным образом выставляется еще один. После этого выполняется кладки самой печи или камина. После того, как выложены несколько рядов кирпича пространство между ними и изразцами также заполняется глиной.

Очистка печи и затирка швов между изразцовой плиткой

Облицовка изразцовой печи завершается очисткой поверхности. Для этого используется мягкая тряпка или бумага. Последним штрихом является заделка швов (затирка), если таковые допущены в процессе работы. Для затирки швов между плиткой используют жидкое гипсовое тесто, которым смазывают шовные промежутки. Через 10-15 мин. после высыхания теста, его остатки снимают мягкой тряпкой.

Примечание. Как бы ни хотелось протопить построенную и облицованную печь, не стоит делать этого раньше, чем через неделю после завершения всех работ. Да и то, пробная топка длится не более часа. Полноценную проверку можно выполнить после того, как полностью высохнет глиняный раствор – через 3-4 недели.

Русские печи в интерьере

Несмотря на развитие технологий и появление на рынке модных чугунных топок, которые обрамляются в различные декоративные порталы, русская печь по-прежнему остается популярной. Конечно, она изменилась не только внешне, но и конструкционно. Стала более практичной, удобной и безопасной, кроме того, при ее оформлении используют строительные технологии и материалы, способные увеличивать КПД, а также эстетическую составляющую.

Имеет положительные стороны и недостатки

Преимущества

Деревянные дома – основа архитектуры древней Руси. И, несмотря на развитие технологий и появление строительных материалов, из которых возводятся строения, дерево по-прежнему занимает особе место. Такие дома наполнены уютом, и русская печь только дополняет необыкновенную душевную атмосферу. Установка русской печи в деревянном доме должна производиться с соблюдением требований безопасности, установленным нашим законодательством.

Кирпичная

Из кирпича – это классика. Ранее такие конструкции возводились из самодельного глиняного кирпича, который проходил процесс обжига на костре. Изделия имеют большие размеры из-за наличия варочной поверхности, отсека для выпечки, лежака для отдыха.

Кирпичный вариант — это классика

Преимущества:

  • Кирпич дольше всех остальных материалов остывает. Печь возведенная из него будет дольше отдавать тепло после затухания огня. В результате комнаты длительное время останутся теплыми.
  • Большая конструкция способна обогреть даже большой дом в несколько этажей. Это возможно если она устанавливается в середине дома, а дымоход выводится вверх внутри стен, которые разделяют комнаты на втором этаже. Сегодня дымоход уже не изготавливают из обычной кирпичной кладки. Он делается из оцинкованных или нержавеющих труб, которые проходят в середине отсека, расположенного внутри стен. И если по ходу дымохода сделать вентиляционные решетки в отсеках, то тепло, исходящее от трубы будет распространяться по помещениям.
  • Кирпич не нагревается до температуры, способной создать пожар. Этот строительный материал достаточно долговечный и практичный. Его можно использовать как основу для нанесения декоративной штукатурки, оклейки плиткой и другими отделочными материалами. Корме того, он способен служить без реставрации на протяжении 30 лет.
  • Стоимость такой конструкции не высокая в сравнении с приобретением чугунной топки и мраморного портала. Стоит отметить, что большая часть стоимости отводится созданию качественного фундамента.

Современно и стильно

К сожалению, как и другие, кирпичные не лишены недостатков. К основному можно отнести тот факт, что для конструкции из кирпича придется возводить мощный фундамент. Это может быть монолитная или железобетонная конструкция. Если же установить кирпичную без фундамента, пол под ее массой может просесть.

Меры предосторожности

Русскую печь из кирпича можно устанавливать не во всех частях дома. Место напрямую зависит от конструкционных особенностей строения. Лучше когда задумка о возведении появляется на этапе проектирования дома. Тогда есть возможность правильно рассчитать расположение, а также сделать соответствующий фундамент.

Если же дом уже построен, тогда потребуется разобрать пол в том месте, где будет устанавливаться очаг до основания и делать подмостки.

Русская сказка у вас дома

Другие варианты

Среди разнообразия вариантов установки в деревянных домах систем отопления, стоит выделить два основных:

Печи-камины – железные топки с большим смотровым окном. Они могут иметь варочную поверхность и ничем не обрамляются. Минус – стенки конструкции сильно нагреваются и могут быть причиной ожога или возгорания.

Чугунные топки – красивые камины, которые способны обогреть большие помещения. Многие производители изготавливают топки разных размеров, имеющих подъемные механизмы для открытия топки, оградительное стекло может быть овальной, призматической или прямой формы. Топки оснащаются шиберной заслонкой, механизмом для регулировки интенсивности горения. Минус – высокая стоимость топок и порталов.

Отделка красивой плиткой

В последнее время эти варианты стали реже использовать для установки в частных домах. Несмотря на их привлекательность они по многим параметрам уступают традиционным русским печам.

Особенности

Отличительной чертой подобной плитки является наличие румпы – выступа, имеющего коробчатую форму на обратной стороне. Благодаря этой особенности изделий возрастает их прочность, а также общая теплоемкость обогревательного устройства. Изготовление элементов в виде объемных изделий является существенным отличием продукции от керамической плитки.

Уникальное строение плитки делает ее лучшим материалом для облицовки печей. Сырьем для изготовления изразцов служит глина. В ходе повышения температуры показатель ее расширения имеет одинаковое значение с уровнем расширения кирпичной кладки, благодаря чему материал получает превосходные свойства теплоотдачи.

К главным преимуществам изразцов можно отнести:

  • устойчивость к температурным колебаниям;
  • хороший показатель прочности, который достигается благодаря толщине продукции;
  • аккумулирование тепла – протопленная печь будет отдавать тепло в помещение около суток;
  • небольшой показатель поглощения влаги;

  • удобство в обслуживании;
  • экономия топлива;
  • низкий уровень травмоопасности материала – контакт с поверхностью не вызывает ожогов;
  • большой эксплуатационный срок;
  • историческая значимость.

Привлекательность изразцовой плитки – вне конкуренции. Печь, оформленная такой продукцией, будет прекрасно гармонировать с интерьером в комнате в современном стиле хай-тек или в рустикальной стилистике оформления убранства, которая была популярна еще при царе.

Современные модели печей устроены таким образом, чтобы использовать минимум топлива, а значит, экономить денежные средства на обогреве помещения. Современные универсальные конструкции прекрасно работают на натуральном сырье, а также альтернативных вариантах топлива.

Выбор изразцов для облицовки

Мастера-плиточники создали много разных конфигураций изразца, что позволяет построить красивую и функциональную изразцовую печь. Так, например, ровные плитки используют при отделке плоскостей, для облицовки углов предусмотрены угловые изразцы с румпой соответствующей конфигурации, Изгибы и декор выполняются фасонными деталями (бордюр, карниз прямой и угловой, решетка, рельефные вставки, накрывная полка, обрамление топки).

Разными могут быть не только виды изразцов, но и способ выполнения лицевой поверхности. Здесь выделяют рельефные, гладкие, с рисунком и без, глазурованные и терракотовые поверхности. Способ нанесения рисунка и его цветовая гамма определили целые школы керамистов. Популярность завоевали, голландские, испанские, русские изразцы.

А вот размеры изразцов, напротив, унифицированы и регламентируются положением ГОСТа 3742-47. Документ содержит информацию о геометрии изразца и допустимых отклонениях от нормы. Последние составляют не более 1 мм. Стандартизация позволила избежать длительной подгонки изразцов друг к другу, что существенно сокращает время облицовки.

Как проверить качество изразца

Покупая изразец нужно руководствоваться не только его эстетическими свойствами, но и обратить внимание на такие показатели как:

  • сырье. Мастера утверждают, что прочный изразец можно изготовить только из белой глины. Цветные глины, содержат различные примеси, которые влияют на качество;
  • наличие и размеры пор. Чтобы увидеть поры не нужно разбивать изделие. Они отчетливо просматриваются на торцах изразца. Чем больше размер пор, тем больше влаги способно впитать изделие. Процент влагопоглощения определяет устойчивость изразца к перепадам температур, к механическим повреждениям. Соответственно, чем больше и крупнее поры, тем ниже качество изделия;
  • метод изготовления изразца. В промышленных объемах изразцы изготавливаются двумя способами: продавливание, прессование и литьё. В первом случае используется влажная глина, что упрощает процесс производства, но увеличивает срок высыхания изделия. К тому же в процессе сушки влажное изделие может повести, что нарушит заданные размеры. Второй вариант более трудоемкий, но готовое изделие более прочное и имеет идентичные размеры. Третий метод используют для получения «плитки под изразцы»;
  • число (количество) обжигов. Их можно определить по качеству лицевой поверхности. Если она слегка потрескалась и имеет более тусклый блеск – значит, изразец обжигался единожды.

Статья по теме: Как сделать журнальный столик трансформер своими руками?

Подготовка изразца к облицовке

Учитывая способ изготовление изразцов можно отметить, что все плитки будут отличаться по размеру и оттенку.

С размером проще – все изразцы подгоняются под один размер с помощью болгарки и шлифовки рашпилем. При этом если нужно распилить изделие на части сначала нужно сделать запил лицевой глазурованной поверхности.

Примечание. Чтобы не повредить поверхность изразца при дальнейшей шлифовке сначала на глазурованной поверхности нужно сделать небольшой скос. Таким образом, изразцы будут опираться друг на друга ребром, а не декоративной поверхностью. На качестве укладки это никак не отразится.

Но если размер можно привести в единое соответствие, то цвету нужно уделить внимание. Изделия следует сгруппировать таким образом, чтобы переход между оттенками был как можно менее заметным

При этом мастера советуют укладывать изразцы с темными оттенками внизу.

Изделия с обнаруженными дефектами (трещинами, сколами, дефектами рисунка) могут пригодиться для подрезки. Их также можно уложить в месте примыкания к стене или других малозаметных местах.

Варианты укладки изразцов: первый рисунок – с сортировкой, второй – без.

На этом подходы к укладке не ограничиваются и определяются рисунком, рельефом изразца и фантазией автора.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Как облицевать печь изразцами своими руками

Отделка изразцами кажется сложной. На самом деле, так оно и есть. В старину, чтобы положить изразцы приглашались два мастера: печник и облицовщик. Выполняя работу одновременно, они создавали красивое и функциональное отопительное сооружение. Сегодня, благодаря тому, что технологии шагнули вперед, появилась возможность выполнить отделку печи изразцами своими руками.

Отметим сразу, время работы с момента принятия решения, разработки и утверждения проекта печи/камина до облицовки изразцами составляет 3-4 месяца. А до момента первой полноценной протопки печи – еще 1 месяц.

Плюс, человек, решивший сделать облицовку самостоятельно, вынужден будет играть несколько ролей: художник, дизайнер, архитектор, керамист и печник.

Но, как говорится, было бы желание, а пошаговая инструкция по монтажу изразцов прилагается.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]