Стили хай-тек и минимализм продолжают активно использоваться в изготовлении мебели и создании интерьера жилых помещений. Однако всё чаще доводится слышать о том, что у этих направлений нет души – они слишком превозносят техническое совершенство и утилитаризм, нивелируя человека.
В век всемирных сетей и всеобщей «цифровзации» многие хотят видеть «мебель с человеческим лицом». Отчасти это потребность в уюте и душевной теплоте, отчасти – ностальгия по тем временам, когда бабушкин комод и дедушкин шкаф были спутниками беззаботного детства, проведённого в деревне. Поэтому сегодня состаренная мебель производится как на фабриках, так и в домашних условиях.
Инструкция по брашированию дерева своими руками
- Сначала необходимо намочить заранее приготовленное сырье, что в свою очередь поможет избежать незапланированного разбрасывания тресок, и прочих элементов включая пыль. На первом этапе следует пробовать на предмет шероховатости — поверхность образца посредством металлической щетки с ворсом из проволоки. Такая щетка должна иметь твердый ворс, это важно для спиливания верхних волокнистых слоев с изделия. Она не должна повредить упругие слои дерева, так как из-за их красоты изобрели браширование. Инструмент необходимо передвигать по росту волокон с устоявшимся и размеренным рабочим темпом, чтобы качественно отделать заготовку.
Сбившись с равномерного ритма при увеличении количества оборотов щетки возможны негативные последствия, например нежелательное запекание древесины. Специалисты рекомендуют подбирать индивидуальный рабочий темп под каждый рабочий образец. Когда работа происходит при помощи простого ручного инструмента, то можно с легкостью определить оптимальную скорость для обработки заготовки. Не секрет, что работа вручную окажется довольно трудоемкой и уморительной.
- По завершению начальной жесткой шлифовки, рекомендуется сменить щетку на насадку полимерного типа с покрытием из абразивов а затем перейти к новому этапу шлифовки, чтобы ликвидировать волокнистые остатки и прочую шероховатость с поверхности заготовки. По завершению начатого, когда древесный материал будет полностью отшлифован, можно судить о качестве работы, а также проследить всю глубину осуществленного структурирования.
В случае неудовлетворения конечным результатом можно немного углубить бороздки, образовавшиеся на поверхности изделия, но стоит быть осторожным и выполнять углубление без назойливого фанатизма. Данный этап окажется уместным для обустройства дополнительного декорирования на заготовке: при помощи стамески можно выполнить углубления естественных форм. По завершению первичной шлифовки нужно немножко их подкорректировать, чтобы придать новообразовавшимся трещинкам большей реалистичности и схожести с природными.
- Насадка с очень уместной сизалевой щеткой пригодится для заключительных полировочных работ с древесиной. Она позаботится о предании материалу дополнительного лоска, шарма и уникальности. Если приходится обрабатывать заготовку вручную, стоит попытать счастья с наждачной бумагой мелкозернистого типа, она придаст поверхности идеальной гладкости. Далее, изделие подготавливают к окрашиванию или покрытию лаком, для этого его качественно просушивают и убирают пыль.
- Для получения особого налета роскоши и благородности древесного материала, к нему применяют патинирование – окрашивание глубоких трещин максимально темными тонами. При обильном нанесении морилки на рабочую поверхность, участки с мягкой волокнистостью молниеносно впитают краску, при этом участки с твердой волокнистостью останутся нетронутыми. Излишки краски нужно удалить. На фоне естественной древесины прекрасно смотрится золотая краска, поэтому совершенно не лишним окажется ее мерцание из микротрещин. По завершению окрашивания пигментным составом, заготовку полируют, чтобы сгладить все неровности, возникающие в процессе.
- Лакировку древесного материала осуществляют после тщательной его очистки и просушки. Брашированые элементы паркета покрывают специальным лаком, чтобы они как можно дольше сохраняли первичный вид.
Особенности готовой состаренной мебели
Если вы не любитель работать своими руками, то лучшим вариантом будет приобретение мебели в салонах и прочих точках розничной продажи, либо выбор изготовления на заказ.
Сегодня многие мебельные фабрики, а также небольшие частные цеха производят мелкосерийную или вообще уникальную состаренную мебель, пользуясь всеми преимуществами промышленных технологий. При изготовлении предметов обстановки под старину используется несколько приёмов.
Подбор материалов
Тщательно отшлифованная доска или брус правильных геометрических размеров становится безликой и может быть использована везде. Первым и самым очевидным шагом достичь винтажного эффекта будет использование таких материалов, которые имеют свой «характер», несут на себе печать времени, а также соответствуют стилю тех времён, когда мебельное производство ещё не имело точных станков и деревообрабатывающего оборудования.
Соответственно, изделия выходили несколько топорными и грубоватыми (по крайней мере, если речь идёт о периоде Средневековья).
Слово «винтаж» пришло из виноделия – оно означает преимущество марочных вин, выдержанных в течение нескольких десятилетий перед более молодыми продуктами. В одежде, дизайне, меблировке под этим понимают возрождение стилистических традиций предыдущих эпох.
Например, поставить в кабинете бюро вместо удобного шкафа или письменного стола, а в спальне – высокую кровать с никелированными шарами – явный винтаж.
Для того, чтобы добиться эффекта состаренной мебели, для её изготовления берут части древесины, в которых сохраняется неровный край, сучки, дефекты структуры – все эти элементы имитируют ручную работу.
.
.
Особенно часто этот приём используется в изготовлении столешниц – при сборке вместо привычного клеёного массива берут слэбы, которые имеют уникальный рисунок и форму. Можно сказать, что стол получается не просто состаренным, но и эксклюзивным.
Мнение эксперта
Коковин Дмитрий Васильевич
Реставратор мебели
Слэб – это название спила дерева (чаще всего продольного), когда ствол не очищается от коры и сохраняет природную форму – изгибы, сучки, расколы и другие элементы, которые при фабричном производстве обычно удаляются.
Химическое воздействие
В распоряжении мебельных производств есть химические реактивы, которые воздействуют на древесину особым образом. Они повреждают верхний слой целлюлозы, однако действуют не по все поверхности, а образуют канавки, борозды, пятна и другие «артефакты».
Уничтожение части древесного массива имитирует повреждение временем, а уникальный узор делает изделие неповторимым. С помощью химического воздействия можно имитировать даже воздействие древогрызущими насекомыми, только сохраняя прочность изделия и делая подобный износ эстетичным.
Применение кованых элементов
Состаренная мебель – это не только древесина, но и металлические части, которые активно использовались в XVI – начале XX века. Показателем преклонного возраста обстановки являются кованые петли, окантовка, уголки. Широко используются кованые тёмные петли, ручки, замки.
Особенности браширования
Это один из самых современных и модных способов, подсказывающих, как состарить мебель из натурального дерева. Для обработки таким методом пригодна древесина средней плотности — орех, хвойные породы, дуб — именно она обеспечивает выраженный и очень красивый рисунок обработанной поверхности. Название «браширование» происходит от английского слова brush: с помощью специальных металлических щеток механически производится обработка поверхности. Чаще всего метод используют для создания предметов интерьера в стиле кантри или прованс.
Структура древесины неоднородна, плотные волокна чередуются с более рыхлыми, образуя неповторимый рисунок. Под действием времени мягкие участки разрушаются, придавая дереву рельефность. Сегодня этот процесс можно значительно ускорить, получив желаемый эффект старения за очень короткий период.
Поверхность просто обрабатывают в несколько этапов. Сначала используют жесткие металлические щетки-крацовки, которые избавляют древесину от мягких и рыхлых волокон. Плотная текстура становится отчетливой, проступают годичные кольца. Затем по ней проходят специальными нейлоновыми щетками с абразивными вкраплениями, которые убирают шероховатости. Для работы можно использовать шлифовальную машинку, дрель со специальными насадками, фрезер.
Древесина, стареющая в естественных условиях, становится хрупкой, теряет эластичность, трескается. Искусственное состаривание изделия позволяет сохранить прочность и все свойства нового дерева при помощи обработки современными составами.
Последний этап — полировка при помощи щеток из сезаля или плотного войлока. После этого поверхность грунтуют и обрабатывают желаемыми оттеночными составами, которые дополнительно подчеркивают красоту рисунка. Возможно покрытие выступающих частей поверхности темной морилкой, контрастирующей со светлым цветом мягких волокон. Такая техника визуально усилит эффект старения. Финишное лаковое покрытие защищает поверхность от внешних воздействий, добавляет ей блеска и лоска. Брашированные доски отлично подходят для изготовления мебели под старину своими руками. При необходимости изделиям, состаренным подобным методом, можно вернуть исходный вид, просто зачистив поверхность.
Разновидности мебельных степлеров, их особенности и сфера применения
Жесткая металлическая щетка-крацовка
Нейлоновая щетка с абразивными вкраплениями
Щетка из сезаля
Процесс состаривания
Существует несколько особенно популярных видов состаривания деревянных изделий. Стоит разобраться в их особенностях, перед тем как декорировать любимую старую мебель. Для усиления эффекта можно обклеить элементы изделия в технике декупаж, эти дизайнерские направления отлично сочетаются между собой. Необходимо помнить, что предварительно поверхность нужно тщательно очистить от старого покрытия, снять фурнитуру и прогрунтовать изделие. Иногда ручки, петли и другие декоративные элементы приходится заменить, поскольку они не соответствуют выбранному стилю.
Изготовление шкафа на балкон своими руками, мастер-классы
Техника состаривания | Необходимые материалы | Инструменты для работы | Этапы проведения | Получаемый эффект |
Кракле | Специальный 1 или 2-х фазный кракелюрный лак | Кисти с синтетическим ворсом, защитные перчатки | Лак наносится финишным слоем на окрашенную или залакированную поверхность | Возникает сеть трещинок. Их глубина зависит от толщины слоя нанесенного лака. Подходит для дерева, пластика, ДСП. Часто в трещинки для усиления эффекта втирают бронзовую краску или серебрянку |
Патина | Выполняется с использованием акрила, битума, воска, шеллака, морилки | Мягкие кисточки для нанесения слоя патины, ветошь для затирания | Выбранное для патинирования средство наносится легкими мазками на предварительно окрашенную и просохшую поверхность. Не дожидаясь полного высыхания, его втирают ветошью | Создается видимость многолетнего использования, значительной потертости краски. Применяется для дерева, ДСП, декоративных металлических элементов |
Колорирование | Несколько разных цветов акриловой краски или оттенков морилки | Мягкие кисти для нанесения составов, наждачная бумага, ветошь для устранения пыли | Первый слой краски наносят легкими мазками, чтобы виднелась текстура дерева. После высыхания слегка зачищают наждачной шкуркой. Процедуру повторяют с несколькими разными цветами покрытия | Возникает эффект многослойности окраски, многолетнего использования вещи. Это лучший способ, которым производится состаривание мебели в стиле прованс. Выбирают краску пастельных тонов |
Эффект искусственного загрязнения | Твердый темный воск | Наносится вручную на выступающие участки поверхности небольшими штрихами в одну сторону вдоль волокон | После нанесения по поверхности проходятся плотной суконкой | Попадая в трещины на поверхности, колорированный воск создает иллюзию многолетней грязи |
Конечно, чтобы мебель получилась красивой, стильной, выглядела действительно старинной, следует использовать качественные материалы и инструменты. Нужно предварительно изучить все нюансы ее изготовления и выбрать стиль, который свяжет все элементы обстановки в единую интерьерную композицию. А процесс кардинального изменения старых изделий и восстановление их в новом качестве — очень увлекательный и весьма бюджетный, при этом позволяет разнообразить надоевшую обстановку. После проведения подобного декорирования старые шкафы, комоды, полки идеально впишутся в модный интерьер.
Кракле
Патина
Колорирование
Эффект искусственного загрязнения
Браширование древесины – советы бывалого столяра
Кремлев Андрей Александрович начальник производства
Браширование древесины – это ее искусственное состаривание
, производимое тщательно, кропотливо и порой отнимающее не мало времени, сил. Но глядя на конечный результат, можно с уверенностью заявить — оно того стоит. Это именно тот случай, когда «старость» приносит необыкновенную радость и перевоплощение! Создает уют, комфорт, гармонию с природой.
Приобретение старинных вещей, мебели, кухонной утвари, отделку под старину, антиквариата, рам для зеркал и картин, всегда было делом дорогостоящим и затратным. Так просто взять и купить столик прошлого столетия, детскую колыбель, стулья и прочее, могли только коллекционеры, знаменитости и состоятельные люди, заплатив огромные суммы денег.
О чём Вы узнаете в статье?
- Эволюция искусственного состаривания
- Итак, для чего нужна брашировка древесины
- Существует несколько способов искусственного состаривания
- Обработка черновая
- Как шлифовать текстурированную поверхность
- Как состарить древесину с помощью покраски
- Конечная отделка — полирование и лакировка поверхности
- Химический способ
- Безопасность — превыше всего
Эволюция искусственного состаривания
Сменяются годы, меняются технологии, неизменной осталась тяга к старинным принадлежностям и аксессуарам. Теперь каждый желающий может позволить себе роскошь жить в старорусском тереме, с потрескавшимися, на вид ветхими от старости и выгоревшими от солнца стенами, и балками, мебелью тех времен, деревянными лавками и обеденным столом из натурального состарившегося дерева. И все это благодаря процессу браширования древесины
.
Мы постоянно испытываем тягу к чему-то новому, наблюдая за природными, естественным путем, протекающими процессами старения древесины, к наглядному конечному результату, востребованности к таким предметам, люди решили добиться более быстрого процесса угасания жизни дерева и изобрели собственную технологию искусственного состаривания с довольно коротким сроком времени.
Фото 1. Обычная древесина планкена из лиственницы
Фото 2. Состаренная древесина планкена сорт ВС (С)
Фото 3. Грунтовка с пигментом на брашированную лиственницу
Фото 4. Финишная покраска брашированной древесины планкена лаком
Итак, для чего нужна брашировка древесины
В настоящее время – это модный тренд, с массой последователей, с неподдельной завистью и желанием иметь такие вещи у себя в домах. Дизайнеры – это те представители, которые не ограничивают свои фантазии и задумки в определенных рамках. Они создают шедевры искусств, своим видом напоминающие экзотические сорта деревьев, стоящие баснословных вложений, а на самом деле это вполне доступные и обычные материалы, для любого желающего их купить.
Технологии браширования древесины подвластны любые превращения и цвета от темного шоколада до серо – зеленых
, словно покрытых пылью и плесенью от старости и времени, с видимыми прожилками и трещинами, грубо отесанными, со сколами или изъеденными ходами от жуков, с золотым теснением или серебрением, с заметными древесными порами и даже имитацией паутины, любые тона и расцветки.
Фото 5. Готовое браширование древесины
Процесс браширования древесины нашел признание в изготовлении «старинной» мебели, создании определенного декора, при учете интерьера в ресторанах, кафе, антикварных магазинов, музеев – изб и даже в отделке квартир, домов и напольных покрытий – паркета.
Браширование
в дословном переводе с английского языка
означает «щетка» или «чистка»
. А для нас это структурирование дерева. В природных условиях старение происходит продолжительное время, под воздействием солнца, ветра, дождей и изнашивается поверхность ствола неравномерно, поэтому менее прочные слои рассыхаются и выпадают, остаются твердые, глубокие слои.
Природные явления, состаривая древесину, подрывают ее жизненную силу, а технология браширования наоборот, повышает крепость, надежность и прочность материала.
Под процесс браширования идеально подойдут сорта деревьев с ярко выраженным рисунком текстуры и волокнистым строением, со средней мягкой древесиной по твердости, такие породы как лиственница сибирская, дуб, ясень, орех
.
Эффект и безупречный внешний облик, яркость и четкость контраста — основаны на выскребании более мягких слоев, полном их удалении.
Фото 6. Состаренный планкен из лиственницы
Но хотим заметить, что БЕЗ последующего окрашивания или тонирования, процесс браширования будет казаться незаконченным, куцым, полной бесвкусицей.
Существует несколько способов искусственного состаривания
Механическая обработка
Весь процесс состоит из:
- предварительная обработка верхнего слоя металлическими щетками;
- шлифовка крупнозернистой шкуркой или полимерной абразивной щеткой;
- путем нанесения красящих составов или морилки, чтобы завершить вид состаренного дерева;
- покрытие лаком в несколько слоев, причем перед каждым новым слоем обязательная шлифовка мелкой наждачной бумагой.
Работа выполняется вручную или с использованием электрической дрели, щёточного фрезера, станка с различными приспособлениями, в виде щеток: алюминиевой, из стали и меди, а также синтетическими щетинами для полировки и шлифовки поверхности.
Обработка черновая
Для очистки от мягких волокон производите движения по их росту. Старайтесь соблюдать одинаковый «скоростной режим» для всей поверхности дерева. Чтобы не нанести вреда узору из годовых колец, не стоит сильно давить на щетку
, во избежание образования глубоких царапин и ямок.
Мастера, для создания стиля и эпохи, прибегнули к грубой обработке с помощью нанесения зарубок, сколов на поверхности изделия. Такая практика используется только на крупных, габаритных предметах. Мы же используем подобный опыт и в работе с планкеном и имитацией бруса, для создания декоративных панелей для внутренней отделки.
Не забудьте об освещении при работе – свет направляйте поперек расположению волокон.
Фото 7. 1 этап — предварительная обработка верхнего слоя металлическими щетками
Фото 8. Черновая обработка верхнего слоя — «До» и «После»
Заготовки просушиваются до влажности 14 – 16%. В иных случаях (когда дерево мягкое) можно не применять металлических щеток, а воспользоваться универсальной из полимерно – абразивных компонентов.
Как шлифовать текстурированную поверхность
Шлифованием убираются «лохмотья» и остаточные ворсины. Если на поверхности материала имеются выступающие части, то запрещена жесткая шлифовка, это в конечном результате может привести к повреждению и отломкам частей, используйте мягкие щетки из алюминия либо абразивные. При шлифовании поверхность древесины приобретает приятную тактильную особенность.
Как состарить древесину с помощью покраски
Ну вот, когда мы предали нужный рельеф поверхности, напоминающий прошлые столетия, необходимо закрепить и усилить это, с помощью нанесения краски. Что не говори, но свежая древесина, пусть даже с нанесением следов выгорания и тления, выглядит как-то нелепо, словно не до конца сгоревшая. Коренным образом изменить внешний облик поверхности нам помогут разнообразные цвета и оттенки
. Древесина приобретет совершенно иной, шикарный и презентабельный вид, контраст между слоями Вас поразит!
Фото 9. Нанесение грунтовки с пигментом на состаренную лиственницу
Самый доступный способ – это использование морилки
, с последующим стиранием ветошью. Все действие заключается в том, что состав моментально впитывается в мягкие волокна, когда твердые слои никак не успевают пропитаться краской. При выявлении рисунка, он приобретает потрясающий узор и фактурность. Если имеется желание, то добавьте любую краску, позолоту, серебрянку, только обязательно обработайте поверхность шпателем или ветошью, этим уберете лишнюю краску.
Если вы решили сделать из состаренной древесины стеллажи, столы и столешницы, что бы в щели и ямки не попадали мусор и крошки, обработайте поверхность прозрачной шпатлевкой, но только после обработки морилкой-праймером.
Конечная отделка — полирование и лакировка поверхности
Чтобы придать поверхности готовый и законченный вид, необходима последняя стадия отделки, это нанесение воска, лака и финишная полировка. Для нанесения подойдет обычный акрилатный лак (прекрасный вариант), а если Вы готовы на воплощение смелых идей, то профессиональный кракелюрный лак, выдающий множество мелких трещин, куда впоследствии вручную втираем краску или пыль угольную и все, можно поздравить с созданием уникального рисунка.
Несколько фотографий финишного слоя лаком, нанесенного на состаренную древесину планкена из лиственницы в сорте ВС (С)
Фото 10. Лакировка поверхности состаренной лиственницы
Фото 11. Финишная покраска состаренной древесины лаком
Химический способ
Производятся для облегчения процесса по удалению мягких волокон, практически без использования механического воздействия. Химические растворы имеют способность растворять или смягчать волокна дерева. Используются кислоты, некоторые щелочные составы. Если Вы применяете средства с высокой концентрацией активных веществ, то обходитесь без дальнейшего применения щеток, просто в несколько заходов наносите и смывайте раствор.
Работу над этим методом необходимо проводить под открытым небом, так как выделяются вредные и едкие запахи.
Всю дальнейшую обработку проводят с последовательностью как при механической отделке.
Безопасность — превыше всего
• обязательная защита органов зрения и обоняния специальными средствами защиты; • одевать перчатки; • соблюдать безопасность при работе с электроинструментами от разряда током и вращающихся элементов механизмов.
Будем рады, если наша статья оказалась полезной.
Посмотрите, как мы можем
28 января 2020598
Винтажный стиль в интерьере частного дома
Заказчик, человек со вкусом, решил создать не обычный проект, а наша команда ему в этом помогла, сделав из простого, хвойного материала такую отделку, какой завидуют все соседи
Винтажный стиль в интерьере частного дома
28 января 2020
598
30 октября 2019722
Как мы сделали винтажную террасу в очень креативном КП «Деревня»
Очень красивая, винтажная терраса в КП «Деревня». Стилистика дома предполагала, что решение по террасе должно быть необычным, оригинальным. Что мы и сделали. Предлагаем вам посмотреть наш новый объект на страницах сайта «ЛесоБиржа».
Как мы сделали винтажную террасу в очень креативном КП «Деревня»
30 октября 2019
722
22 марта 2019401
Панинирование деревянной мебели в цехе «ЛесоБиржа»
Искусственным путем
состаренные предметы
могут гордиться своей «старой» новой жизнью. Это тот немногочисленный пример, когда «старость» в радость и доставляет владельцам громадное удовлетворение, приобретает масштабное, повсеместное использование, когда каждая трещинка, выемка, скол, потертость вызывают неописуемый восторг и шквал эмоций.
Панинирование деревянной мебели в цехе «ЛесоБиржа»
22 марта 2019
401
07 февраля 20182208
Брашированная имитация бруса в сером цвете
Брашированная имитация бруса в сером цвете.
Серый оттенок на состаренной древесине — это любимое сочетание любителей брашированной отделки. В нашем цеху произведен ряд работ по превращению обычной имитации бруса из лиственницы в самое настоящее произведение искусства. Интересная работа, результатом которой нам бы хотелось поделиться с нашими читателями.
Брашированная имитация бруса в сером цвете
07 февраля 2018
2208
Посмотреть другие работы
Состаривание мебели для стиля шебби-шик
Запастись:
- светлыми восковыми палочками;
- белой акриловой краской;
- синтетической флейцевой кистью;
- наждачной бумагой или абразивным бруском.
Пошаговая инструкция:
1). Предмет вымыть и протереть, используя спирт. Загрунтовать с помощью клея ПВА.
2). Натереть торцевую часть в некоторых местах восковыми палочками.
3). Флейцевой кистью или валиком окрасить стол в белый цвет, поэтапно в 3 слоя.
4). Высохшую поверхность украсить росписями.
5). Частично убрать слой краски, создавая потёртости.